О старте второй версии подпольного интернет-магазина Silk Road в последние сутки слышал, наверное, каждый: с каким-то циничным задором это известие тиражируют даже самые солидные СМИ. Но, честно говоря, в самом факте реинкарнации скандально известного наркомаркета нет ничего удивительного. Простите и меня за цинизм: свято место пусто не бывает — и коли есть спрос, найдётся и предложение. Однако лично мне нравится смотреть на эту историю — и первого SR, закрытого в начале октября, и второго — как на интересный эксперимент в веб-маркетинге. Видите ли, Silk Road — всё равно что раскрученный бренд, в который влиты десятки тысяч биткойнов, но обременённый парой важных взаимоисключающих обстоятельств. Во-первых, воспользоваться этим брендом легко мог кто угодно. Во-вторых, воспользоваться им не так-то легко!
Подробно пересказывать судьбу оригинального Silk Road вряд ли стоит (см. «Скатертью дорожка»). Всего только месяц назад ФБР арестовало его владельца Росса Ульбрихта, предположительно действовавшего последние два года под псевдонимом Ужасный Пират Робертс (Dread Pirate Roberts), и поставило крест на самом сайте, обитавшем в подпространстве TOR (то есть на сервере с неизвестным IP-адресом). Но, закрыв Silk Road и конфисковав его счета (на которых оказалось в общей сложности 173 тысячи биткойнов), федералы не добрались до официального форума наркомагазина, размещённого на отдельном сервере. Там и был сделан следующий ход: почти моментально среди бывших пользователей SR — и покупателей, и продавцов (SR был, если помните, своего рода виртуальным базарчиком с ограниченным количеством проверенных поставщиков) — нашлись желающие реанимировать закрытый сайт.
Поскольку Silk Road безусловно входил в список самых известных интернет-магазинов планеты, вопрос о том, восстановят ли его, в общем-то, даже не стоял: кто-то просто обязан был принять эстафету. И вот тут ждал первый сюрприз: формально сделать это мог кто угодно! То есть, к примеру, даже вы. Ведь, в отличие от обычного Веба, в подпространстве TOR требовать соблюдения авторских прав немыслимо. Абсолютно анонимное, лишённое привязок к IP-адресам и доменной иерархии, TOR-подпространство делает преследование людей, покушающихся на чужую собственность, невозможным.
Не подумайте, я не толкаю вас на торговлю наркотой (да ведь и сам SR предлагал не только наркотики). Я говорю лишь о том, что с таким именем на фасаде можно продавать буквально что угодно (и действительный ход событий это подтвердил: в первые же сутки после запуска Silk Road 2.0 на нём зарегистрировались тысячи человек), а помешать пользоваться именем не мог никто.
Всё, что требовалось от решивших запустить SR2, — это желание, мало-мальские знания в сфере адаптации какого-нибудь веб-движка для придания новому сайту вида, похожего на оригинальный Silk Road, после чего можно пригласить покупателей и продавцов — и начинать стричь купоны. И было бы странно, если бы предоставившейся возможностью никто не воспользовался, — так что это, конечно, случилось: наблюдатели, отслеживавшие происходившее на форуме Silk Road в октябре, насчитали аж полдюжины таких проектов! Часть из них не дошла даже до запуска сайта, другие стартовали, но быстро закрылись («выставив» клиентов «на бабки», как Project Black Flag, в первые дни носивший имя Silk Road 2.0). А к ноябрю определился фаворит.
Человек, стоящий за новым Silk Road, естественно, своего имени не раскрывает. Он предпочитает прятаться под тем же псевдонимом Dread Pirate Roberts, что и его предшественник. Выстроенный им сайт как две капли воды похож на старый SR, и ассортимент на нём тот же, с акцентом на дурь. Однако, в отличие от Ульбрихта, он очевидно тщеславен: активно пишет в Twitter, уже подписался минимум на одно интервью, обещает жертвовать на благотворительность, никому не вредить (в смысле не нанимать убийц для устранения неугодных партнёров) и даже страховать пользовательские биткойн-депозиты на случай конфискации правоохранительными органами.
Что ещё важней, в отличие от менее удачливых авторов других «Silk Road 2.0», он был знаком с, а потому сумел заручиться поддержкой нескольких авторитетных пользователей на форуме SR, бывших коллегами Ульбрихта. Их рекомендации и стали основой его успеха: кроме вала посетителей, к настоящему моменту на новом Silk Road готовятся выставить свой товар больше сотни продавцов, торговавших на старом сайте.
Однако здесь-то и всплывает второй нюанс, обусловленный TOR-спецификой: насколько можно доверять владельцу Silk Road 2.0? Если бы речь шла об обыкновенном веб-сайте, выяснить, кто за ним стоит, можно было бы несколькими способами. Но в подпространстве TOR это неосуществимо. Человек, назвавшийся Ужасным Пиратом Робертсом, действительно может быть бывшим пользователем Silk Road и рисковым бизнесменом, но так же легко он может оказаться и подставной фигурой от американских, российских, китайских — впишите сами — спецслужб, и даже просто мошенником. Дефицит доверия так велик, что даже рекомендаций авторитетных пользователей старого магазина оказалось недостаточно, чтобы публика сразу поверила владельцу нового: среди потенциальных покупателей популярна точка зрения «Пусть поработает с полгода, а там, может, и я попробую», а старые поставщики, хоть и подписались на работу с новым сайтом, выкладывать товар не спешат.
Вопрос доверия — не пустая прихоть. В вакууме анонимности он стоял бы, торгуй Silk Road 2.0 даже исключительно легальным товаром. С наркотиками же — актуален вдвойне. Правоохранительные органы (Соединённых Штатов или других стран — не известно) в последнее время делают заметные успехи, преследуя TOR-наркомаркеты. Не считая выборочных арестов в аудитории старого Silk Road, только за октябрь закрылись — очевидно, столкнувшись с угрозой деанонимизации — несколько крупных магазинов (BlackMarket Reloaded, Atlantis и др.). Стойкость TOR по-прежнему вне сомнений, но криминальных TOR-предпринимателей подводят уязвимости в программном обеспечении запускаемых ими сайтов: атака на такие уязвимости даже через TOR способна привести к частичному или полному раскрытию IP-адреса.
Так что если уж извлекать уроки из случившегося в октябре, новый Silk Road стоило бы запустить не в подпространстве TOR, а в пространстве другой анонимной сети — Freenet. Последняя отличается прежде всего тем, что даже задача хранения контента в ней решена децентрализованно. Если TOR только путает след, не позволяя посетителям узнать IP-адрес сервера, во Freenet сервера как такового может не быть вообще: информация «размазана» по всей сети и собирается из мелких кусочков (порциями по 32 килобайта) на компьютере пользователя. Такой подход как минимум свёл бы к ничтожному риск раскрытия личности владельца криминального сайта. К сожалению, Freenet, несмотря на почтенный возраст (проект стартовал в 2000 году), сравнительно более сложна в использовании и, может быть, поэтому не так популярна среди обывателей, как TOR.
Возможно, арест владельца нового Silk Road и выборочные аресты среди покупателей заставят публику обратить наконец внимание на преимущества Freenet.