31 октября 1951 года в Лондоне появилась первая «зебра», которая стала стандартом дорожной разметки для пешеходного перехода во всём мире. Впервые его начали обозначать непосредственно на дороге, а не только специальным знаком.
Эволюция знаков пешеходных переходов идёт со времён античности: ещё в древнем Риме были специально установленные места для перехода дороги, чтобы ненароком не угодить под боевую колесницу. Стоит ли говорить, что в дальнейшем количество и скорость колесниц только увеличивались и проблема безопасности пешеходов становилась лишь острее? И мы представляем вам 10 новых технологий, делающих жизнь пешехода безопаснее.
1. «Умные» пешеходные переходы от бельгийской компании Traficon, оснащённые камерами и детекторами движения, сами зажигают зелёный свет для перехода улицы, обнаружив пешехода в контрольной зоне. Они ведут его на всём пути от одного края улицы до другого, рассчитывая время зелёного сигнала, необходимого для пересечения улицы. Больше не надо нервничать, что погасший зелёный застанет вас на середине шоссе. Это не только бережёт жизни пешеходов, но и оптимизирует городской трафик: зелёный свет загорается лишь при наличии пешеходов.
2. Можно обойтись и без камер. Австралийский разработчик Traffic Tech предлагает оснащать пешеходные переходы ультратонкими сенсорными панелями всего в 3,5 мм толщиной, с датчиками давления, которые работают, как кнопка для включения зелёного света. При этом система достаточно умна, чтобы определять направление движения человека. Хоть это и выглядит надёжнее камер и детекторов движения, система требует, чтобы пешеход встал точно на панель — чего в реальных условиях добиться от человека не всегда возможно.
3. Отдельная тема — безопасность людей с ограниченными возможностями. Универсальный GPS-навигатор с голосовым управлением Kapten Plus для слабовидящих помогает справиться с этой проблемой. Достаточно ввести путь, и устройство само проложит маршрут. И оно будет вести до конечной точки пути, заботясь о безопасности владельца, переводя его через дороги, как собака-поводырь. Сила его в универсальности, ведь достаточно загрузить туда карту — и оно может быть использовано в любом городе. Особо пригодилось бы это устройство в России, где далёко не все переходы приспособлены для слабовидящих.
4. Студия Артемия Лебедева предлагает концепцию «воздушной зебры» — световой разметки, состоящей из ламп или лазерной проекции. «Воздушная зебра» висит над пешеходным переходом и дублирует обычную светом. Плюсы очевидны: пешеходный переход дополнительно освещается, становится заметен издали. Особенно «воздушная зебра» полезна зимой, когда темно и снег скрывает дорожную разметку; не зря её применяют в Сибири.
5. Одна из важных составляющих дорожной безопасности — это долговечность разметки. Тут на помощь приходят новые материалы — например, термопластик, активно применяющийся во всём мире, в том числе и в России. Дорожная разметка из термопластика по прочности приближается к железу, а её светоотражающие свойства значительно выше, чем у простой полосы белой краски на асфальте. Если ещё подсветить полоски такой зебры снизу светодиодами, заметность её возрастёт в разы.
6. Для особо проблемных переходов (возле учебных заведений, например) применяют немного другую систему светофорных сигналов. У светофоров системы Hawk два красных глаза вместо привычного одного. Теперь красный меняется на жёлтый в два этапа: сначала жёлтым загорается одна из линз, и только потом — обе. Такое не заметить сложно. Систему уже применяют в Аризоне и ряде других штатов США около школ и университетов.
7. В Красноярске же проводят эксперименты с «трёхмерной зеброй», нарисованной таким образом, что в вечернее время возникает эффект объёма — благодаря светоотражающим краскам и специальной геометрии их нанесения. Водителю кажется, что прямо по курсу «лежачий полицейский», и он вынужденно снижает скорость, что как нельзя кстати неподалёку от школ, где их и рисуют. Днём такая «3D-зебра» тоже более заметна по сравнению с обычной.
8. Модернизация «зебр» заявлена и в Москве. Всё они будут оборудованы датчиками движения и специальными светодиодами в дорожном полотне: при приближении пешехода переход начинает светиться. Предполагается даже, что питание их будет автономным: в ход пойдут солнечные батареи и миниатюрные ветрогенераторы.
9. Безопасность пешехода — дело, разумеется, не только его самого, но и водителя. Здесь тоже предлагается множество решений — например, камера Mobileye, подключающаяся к смартфону водителя. Устройство предупреждает его об опасности столкновения, причём различает автомобили, пешеходов и велосипедистов, значительно снижая риски. Всё активнее также внедряются радары. Один из таких представила недавно корпорация Panasonic: у него скорость обнаружения объектов на пути автомобиля — одна десятая секунды.
10. Проблема безопасности на дорогах — во многом проблема человеческой психологии. Недавно выяснилось, что чуть ли не половина кнопок у нью-йоркских светофоров — фальшивки, плацебо: их нажатие никак не влияет на работу светофора, всё происходит автоматически. Оказалось, что даже если просто остановить человека перед пешеходным переходом, пусть и под выдуманным предлогом, можно намного сократить число ДТП.