Кто такие консультанты из Gartner, мы говорили в прошлой колонке («Стратегическая десятка образца 2014-го«). Солидная и серьёзная респектабельная контора, выпускающая солидные и серьёзные прогнозы, исполненные на основе текущей статистики рынков; интересные, как правило, не широкой публике, а руководителям предприятий, главам информационных и маркетинговых служб. Когда-то в блистательном рассказе «Ослик и Аксиома», посвященном проблеме прогнозирования, Генрих Альтов писал:
«Смотри. Вот фронт науки, он идёт вперёд, — Антенна берёт кофейные чашки и показывает, как это происходит. — Можно двигаться с этим фронтом. А можно уйти в десант и высадиться где-то далеко-далеко».
Рассказ советского фантаста был посвящён талантливому учёному, ушедшему, говоря по-современному, в дауншифтеры. Работающему инженером на фабрике игрушек и на свою невеликую зарплату занимающемуся изучением проблем, которые встанут перед человечеством век спустя… А вот Gartner ухитряется совмещать прогнозы тактические — весьма достоверные, но посвящённые ближайшей перспективе, — и прогнозы не просто стратегические, а прорывные. Для этого у него существует линия исследований Maverick Research. Maverick в американском английском означает неклеймёного бычка, бродягу, диссидента… И одно это название очень много говорит о сути таких прогнозов.
Вот очередной — Maverick* Research: Surviving the Rise of ‘Smart Machines,’ the Loss of ‘Dream Jobs’ and ‘90% Unemployment’, «Обзор подъёма «мных» машин, утраты работы-мечты и 90% безработицы. Диссидентский характер этого прогноза Gartner подчеркивает сама: рассказ об исследовании начинается с того, что 60% опрошенных CEO считают, будто появление «умных» машин, способных взять на себя работу миллионов представителей среднего класса уже через 15 лет, — «футуристическая фантазия». Поэтому обсуждать всерьёз то, что почти две трети генералов бизнеса считают «futurist fantasy», требует немалого интеллектуального мужества.
И вещи, о которых говорит, комментируя исследование Maverick директор по исследованиям Gartner Кеннет Брант (Kenneth Brant), будут куда серьёзнее, чем всё то, что обсуждают и главы правительств, и их диссидентствующие критики. «Многие деловые и интеллектуальные лидеры недооценивают потенциал “умных” машин, способных в наступающие десятилетия взять на себя работу миллионов представителей среднего класса. Уничтожение рабочих мест и внедрение машин будет происходить быстрее, чем рынок сможет создавать новые места».
Обратим внимание: об этих вещах говорит не писатель-фантаст и не визионер из университетской среды, а один из руководителей фирмы с оборотом в 1,6 миллиарда долларов. Причём говорит, обращаясь не к широким народным массам, а к CIO предприятий, к сравнительно узкому кругу высококомпетентных специалистов. И адресованные им предостережения более чем серьёзны. По «озвученным» Брантом предостережениям, те из руководителей информационных служб, кто уже к 2015 году не разработает стратегии внедрения «умных» машин и перестройки бизнеса своих фирм под их возможности, году в 2023 убедятся, что их карьера оказалась очень короткой. То есть речь идёт о событиях уже предстоящего десятилетия!
Даже — о конце десятилетия текущего. Gartner предполагает, что уже в 2020 году фирмы, не занявшиеся в указанные выше сроки внедрением «умных» машин, потеряют лидирующие позиции на рынке — и по производительности труда, и по финансовой рентабельности. Читателям «Компьютерры» нет нужды напоминать о «деловых драмах», разворачивающихся на наших глазах с такими славными именами, как BlackBerry, HTC, Nokia, в совсем недавнем прошлом лидировавшими в своих секторах рынка…
Причиной таких революционных изменений оказывается эволюция. Эволюция машин, которые ныне превратились уже в высокоразумные самообучающиеся системы, как минимум не уступающие людям в узких областях. Вот — посмотрим, как терпеливо и настойчиво кремниевый онколог Watson убеждает белковых онкологов в правильности своего диагноза… А американские медики — это же очень высокооплачиваемые специалисты, учившиеся не одно десятилетие в высококонкурентной среде. Конечно, Watson пока им лишь помогает… Но перед властями США стоит задача обеспечения всеобщего медицинского обслуживания при бюджетном дефиците, как раз и ставшая причиной недавнего паралича заокеанских госфинансов. Возможно, одним из путей её решения окажется массовая автоматизация…
Брант подчёркивает, что рынок «цифровой рабочей силы», digital workforce, возникает уже сейчас. Он включает в себя интеллектуальных агентов вроде торговых роботов; цифровых помощников, работающих в среде виртуальной реальности; экспертные системы (такие, как Watson) и встроенные информационные, превращающие обычные машины в умные (пока – на стадии парковки). Отдельно идут недорогие и легко обучаемые роботы, что-то вроде потомства не раз описанного на наших страницах Baxter. И вот все вместе они способны вытеснить с рынка труда миллионы и миллионы людей. Причём — высокооплачиваемых офисных служащих, полагавших, что жизнь удалась. И — уже к 2020 году.
По сути, выбора — внедрять или не внедрять эти технологии — у бизнеса, по словам Бранта, нет. Прежде всего трезвые аналитики из Gartner не питают иллюзий относительно будущего мировой экономики. Кризис, по их мнению, — это всерьёз и надолго; слабый рост доходов будет подталкивать фирмы к поискам путей повышения производительности и снижения издержек. И в первую очередь — те фирмы, которые предлагают услуги, основывающиеся на использовании знаний. Gartner выделяет тут сервисные бизнесы Amazon, Apple, GE, IBM, Google, Microsoft… Эти гиганты отрасли делают всё большую и большую ставку на «умные» машины. Именно их заказы и будут создавать спрос (возможно — внутрифирменный) в этом новом сегменте рынка.
А вести себя так ИТ-гигантов неизбежно заставит сухая бухгалтерская цифирь. Фонд оплаты труда достигает 40% доходов, а расходы на ИТ — 4%… Соблазн сэкономить будет весьма велик… Причём — давление глобального кризиса… И вот тут мы увидим занимательнейший парадокс. В постиндустриальную эру считалось, что большая часть населения будет работать в обслуживании, а высокие доходы получат те трудящиеся, кто занят высококвалифицированным сервисным трудом, всякие там онкологи-консультанты и финансисты-консультанты. Те, у кого ‘Dream Jobs’. Но ведь Gartner говорит именно об экономии на этих Работах Мечты. Привлекательных для замещения именно в силу своей высокооплачиваемости. Парадокс, которого не замечали сладкоголосые сирены постиндустриализма…
Впрочем, прогноз Gartner — это именно ответственный прогноз, а не видение из будущего… Авторы говорят о том, что такой ход событий не является жёстко запрограммированным. Прежде всего первые, пробные внедрения могут не дать должных результатов: скажем, Третьему рейху не помогли ни баллистические ракеты, ни реактивные самолёты, ни массовые реактивные гранатомёты «Панцерфауст»… Сомнения 60% CEO в эффективности «умных» машин, с которых мы начали разговор, могут способствовать такому ходу событий… Кроме того, технология «умных» машин может и не выйти к 2020 году на стадию «зрелости», и не достигнуть значительного удешевления. То есть если в возможности ‘Smart Machines’ будут верить лишь немногие руководители бизнеса, то не возникнет платёжеспособного спроса — и развитие технологии, с названными социальными последствиями, затормозится.
Другой вариант основан на поведении общества. Профсоюзы, скажем, могут сорганизоваться для борьбы с кремниевыми штрейкбрехерами. (А они пользуются поддержкой Ослиной, то бишь Демократической партии…) Политики (а тут уже могут пойти в ход и религиозные консерваторы, дружно голосующие за Слонов, то бишь республиканцев) могут сплачивать общественность для борьбы с бездушными роботами. Всякие там защитники прав потребителей, имеющие неопределённую партийную принадлежность (ещё одно значение американизма «Maverick») могут — радея за собственную популярность и собственные бюджеты — всячески нагнетать страхи, связанные с внедрением «умных» машин (благо Голливуд уже успел заработать миллиарды, сформировав негативные архетипы). Так что Батлерианский джихад из саги «Дюна» остаётся одной из возможностей…
Ну и — исход наиболее позитивный. Перечисленный аналитиками Gartner очень сухо: серьёзные же люди, в сказки особо не верят. Он в том, что люди научатся использовать уже представляемые ИТ-возможности так, что их производительность труда превысит возможные результаты роботов. Никакого закона природы, запрещающего такой ход событий, нет. Дело лишь в человеческом выборе…