Сегодня в Соединённых Штатах особенный день. Первая пятница после Дня благодарения (нынче он пришёлся на 24 ноября: индейка, семейный ужин и т.п.) вообще-то официально праздником не считается, но для многих американцев это выходной, который они проводят в магазинах. Весь. От зари и до заката, буквально.
Чёрная пятница — как её называют на протяжении вот уже почти полувека — открывает рождественский сезон, а вместе с ним запускает и предпраздничную покупательскую лихорадку. Впрочем, правильней будет назвать происходящее в торговых залах не лихорадкой, а сумасшествием.
О происхождении термина спорят, но доминирующих версий две. Согласно одной, где-то в середине прошлого века полиция окрестила пятницу после Дня благодарения «чёрной» за творившийся на улицах беспредел: особенно в крупных городах центральные районы наглухо забиты автомобильными пробками, а тротуары переполнены людьми, штурмующими торговые центры. Согласно другой версии, чёрной пятницу нарекли ритейлеры, за необычайную результативность (чёрными чернилами записывается прибыль): это один из самых продуктивных дней в году, а открываемый им предпраздничный сезон — ноябрь-декабрь — может принести до 40% годовой выручки.
Первую скрипку традиционно играют крупные торговые сети, у которых по определению больше возможностей привлечь покупателя. Помимо хороших скидок на значительную часть товаров, некоторая ограниченная партия чего-нибудь дорогого выбрасывается очень задёшево. И пусть сорокадюймовые плоскопанельные ТВ по 200 баксов закончатся уже на первых двух десятках визитёров, свою задачу они выполнят: реклама, пускаемая заблаговременно, помогает отвлечь внимание от конкурентов.
По состоянию на вчерашний вечер, каждая крупная ритейловая сеть — Amazon.com, Wal-Mart, Staples, Barnes&Noble, Best Buy и прочие, и прочие, как оффлайновые, так и онлайновые — готовила какой-нибудь сюрприз из сверхдешёвой категории.
Завлечь посетителей пытаются не только скидками, а ещё и ранним открытием. На протяжении десятилетий негласной традицией было начинать торговый день чуть раньше обычного срока, например, в 6 утра. Но за последние годы час начала сдвинулся сильно к полуночи, а нынче кое-кто и вовсе открылся ещё ДО наступления пятницы: Wal-Mart, Toys R Us и некоторые другие распахнули двери мегасторов в 22:00 в четверг. Короче говоря, спать среднестатистическому американцу, не желающему пропустить выгодные предложения, не придётся: покончив с индейкой, всей семьёй можно отправляться по магазинам.
Забавно, что в этой ситуации американцы почему-то больше всего жалеют сотрудников торговых сетей, которым, понятное дело, нужно будет провести вечер и ночь на рабочем месте. Составляются даже протестные петиции, собирающие десятки тысяч подписей, а экономисты предлагают серьёзные варианты решения, вроде введения специального налога с продаж, произведённых до 6 утра. Впрочем, есть надежда, что ситуация нормализуется сама собой. Во-первых, чем дальше, тем сильней оказываются размыты скидки во времени — и в последние годы уже не было особого смысла дожидаться Чёрной пятницы: не менее выгодные предложения (в особенности на электронику) можно было найти начиная с сентября. Во-вторых, по мере того, как всё больше ритейлеров открываются ночью и раньше, теряется сам смысл раннего открытия.
Так или иначе, на открытии творится настоящее сумасшествие. Тут уж отдыхает даже вездесущая «оккупация Уолл-стрит» (см. «Это не стагнация, это оккупация!»): по прогнозу самих ритейлеров, в нынешнем году за три дня после Дня благодарения обычные и интернет-магазины посетят 152 миллиона человек. Это на 10-15 процентов больше, чем годом ранее, но, что примечательно, как и раньше, добрая половина этой пёстрой толпы рванёт в торговые центры даже не поинтересовавшись, что именно там предлагают и как это соотносится с их собственными потребностями. Большинством руководит обыкновенная жадность: люди боятся, что кто-то схватит необычно дешёвый товар раньше, что им не достанется.
Вот откуда берутся длиннющие (даже по советским меркам) очереди перед магазинами, место в которых занимают за много дней до начала распродаж. Вот почему на открытии люди давят друг друга, порой насмерть, и в буквальном смысле слова дерутся у стоек, не обращая внимания ни на сотрудников (которых давят даже чаще, чем соседей по очередям), ни на представителей власти. Отчего-то именно в последние годы отмечается рост числа трагических инцидентов. Чёрная пятница оправдывает своё название в полной мере…
Но вернёмся к статистике. Считается, что за неожиданно большой приток покупателей в этом году следует благодарить в том числе социальные сети и прочие интернет-ресурсы, помогающие донести до публики вести о выгодных предложениях. Советы друзей в Facebook и Twitter, купоны от Groupon и ему подобных, специализированные мобильные приложения (скачал, выбрал предложение, приехал в магазин, получил скидку) — этими ресурсами воспользуется, грубо, каждый третий клиент, навестивший торговые ряды в последние выходные ноября.
Кстати, покупатели и просто посетители, использующие мобильные устройства, являются весьма специфической аудиторией. Они действуют быстро и проводят на сайте продавца лишь 4 минуты в среднем (данные IBM), что почти вдвое меньше тех, кто рыщет по Сети со своих персоналок. Их жизненно важно успеть заинтересовать или, по крайней мере, помочь им сэкономить время. Поскольку доля таких клиентов стремительно растёт (см. «Adobe Flash: отставка без права на пенсию»), в этом году многие крупные ритейлеры почли за благо оптимизировать свои веб-сайты для просмотра на смартфонах и планшетках.
Всё в порядке, продолжаем покупать! Вообще-то это антиреклама, от тех, кто считает Чёрную пятницу бессмысленным и беспощадным шоппинг-загулом. Но кому интересны нытики, когда кругом ТАКИЕ ЦЕНЫ? Покупайте, ПОКУПАЙТЕ!
Плохая новость в том, что несмотря на рекордное число потенциальных покупателей, потратят они в эту Чёрную пятницу меньше, чем в прошлые годы. Винить в этом слабую экономику или интернет-купоны — решайте сами, но ожидается, что представители среднего класса издержат всего 704 доллара на брата, в отличие от 750 долл. ещё несколько лет назад. Так что «чернопятничные» продажи хоть и вырастут, но меньше чем на 2% к прошлому году.
Кроме того, разгулу консьюмеризма подвержены не все. Вот уже двадцать лет немногочисленная группа трезвомыслящих американцев отмечает в Чёрную пятницу так называемый Buy Nothing Day — День без покупок. Они полагают, что спрос в этот день в значительной степени провоцируется искусственно, не столько фактическими потребностями, сколько уже упоминавшимися жадностью и страхом упустить выгодную сделку. И берут на себя обязательство не истратить за всю пятницу ни цента. Тем же, кому таки придётся попасть в магазин, советуют не поддаваться общему безумию и следовать заранее составленному списку — покупок, которые действительно нужны!
Ну а после выходных, когда заразившиеся шоппинг-лихорадкой американцы вернутся на рабочие места, случится ещё один всплеск покупательской активности — на сей раз уже в Интернете. В прошлом году в первый понедельник после Дня благодарения, онлайновые ритейлеры продали товаров больше, чем в любой другой день за все одиннадцать месяцев. Феномен ещё ждёт своего объяснения, но уже получил название: Киберпонедельник. В конце концов, иногда, чтобы зарабатывать хорошие деньги, достаточно просто открыть двери.