Самые важные роботы в современном мире — те, которых не замечаешь. Это не экзотический железный человек американской гражданской обороны («Открытый робот«), не стальная рука автомобильных заводов Ирана и Китая («Автопром, обречённый на инновации«), не привычный пылесос и даже не тот невидимка, который переключает скорости в некоторых коробках передач. Это всё так, работяги-пролетарии, а то и вообще младший обслуживающий персонал, пользуясь старинной терминологией. А важные роботы занимаются важными делами. А важность дел определяется в подлунном мире одним единственным. Деньгами, которые на них «завязаны»… И вот тут недавно произошли две истории, на которые стоит посмотреть повнимательнее.
Первая из них начинается с нефти. Как бы человечество ни увлекалось «альтернативной энергетикой», использованием различными путями того, что солнце вырабатывает и доставляет на нашу планету прямо сейчас, технологическая цивилизация стоит на потреблении «консервов». Тех солнечных лучей, которые геологические эпохи назад были запасены рачительными растениями и сохранены для нас в виде пластов угля, океанов нефти и резервуаров газа. А нефть ещё — мерило цен на углеводороды. Именно поэтому за её курсом следят даже те, у кого нет своей вышки…
И вот 10 октября 2013 года нефть вдруг прыгнула в цене. Широко известный сорт Brent, стоивший в 10 часов 20 минут утра по североамериканскому восточному времени Eastern Daylight Time $110,40, через сорок минут поднялся до $111,50, подорожав на доллар и десять центов. А ещё через пару часов цена влезла до высшего за месяц уровня в $111,74. Казалось бы — не так много, единицы долларов, проценты к общей цене. Но если учесть объёмы сделок — а сырьё торгуется на биржах в объёмах куда больших, чем существует в объёмах физических, — то речь пойдёт о миллиардах долларов.
И эти миллиарды — «ушли в минус». Те, кто закупался нефтью по повышенной цене, деньги потеряли… Не было оснований для такого роста. А был — всего лишь твит. От автора @IDFSpokeperson, чьё сетевое прозвище легко расшифровывается как «Официальный представитель Армии обороны Израиля». Опубликован он был в 10:30 по времени EDT. И гласил: «Oct. 10 #YomKippur73: Israel Air Force bombards airports in Syria to prevent Soviet weapons reaching the Syrian Army«, «ВВС Израиля бомбят аэропорты Сирии, предотвращая доставку советского оружия для Сирийской армии».
Нет-нет, уважаемые читатели, вы вовсе не пропустили очередное деяние израильской военщины. Аэропорты Сирии действительно бомбили. И действительно израильтяне. Но — сорок лет назад. «Официальный представитель Армии обороны Израиля» параллельно со своей работой по освещению текущей деятельности ЦАХАЛ реализует военно-исторический проект, аналогичный нашему Voina_41_45. Только посвящён он не Великой Отечественной (твит про которую в Израиле тоже читают), а Войне Судного дня. О чём и говорит выделенный жёлтым тег #YomKippur73…
Тогда, в ходе военных действий коалиции Египта, Иордании, Ирака и Сирии против Израиля арабам удалось на первом этапе нанести поражение евреям, форсировать Суэцкий канал и начать продвижение в глубь Израиля. Угроза была столь велика, что командование ЦАХАЛ рассматривало вариант применения ядерного оружия. Правда, потом начало сказываться превосходство Израиля в технологиях, подготовке вооруженных сил и их мотивации. (Скажем, в морском бою у Латакии израильтяне уничтожили пять сирийских ракетных катеров: интенсивное применение средств РЭБ сделало их ракеты П20 «Термит», в 1967 году успешно потопившие «Эйлат», малоэффективными.) Война завершилась под давлением ООН фактической победой Израиля.
Так вот: военно-исторический твит и устроил переполох на рынке нефти. Ведь в условиях гражданской войны в Сирии и нависшей над ближневосточной страной угрозой иностранного военного вмешательства все биржи проявляют к региону изрядный интерес. Ведь ударят по Асаду янки или израильтяне — и нефть неизбежно пойдёт вверх. И кто первый отловит тенденцию — заработает хорошие деньги. Но произошло немного не так… Поисковый бот (вспомним, что это сокращение от «робот») просканировал твит и нашёл там интересующие ключевые слова. Представим себе: источник «@IDFSpokeperson» пишет про “bombards airports in Syria”.
«Бомбардировка аэропортов в Сирии» — это же тот самый сигнал, которого ждал рынок. Мы никогда не узнаем, перекинул ли поисковый бот сигнал человеку для принятия решения или авторизации — или сразу был задействован бот торговый. В этом никто не признается — и скрывая свои успешные технологии от конкурентов, и пряча свои ошибки от клиентов, доверивших деньги. Но процесс пошёл с очень большой скоростью — так, что за полчаса цена нефти поднялась на доллар десять центов. И, конечно же, тут работал и эффект паразитной положительной обратной связи. Более изощрённые роботы (или обслуживаемые ими живые торговцы) смотрели на конкурентов («покупают») — и кидались делать то же самое.
Ну ладно. Биржевиков-то вряд ли кому жалко. Но вот беда, их игры — как в 1929 году, или в 2008-м — имеют свойство влиять на всё общество. Слишком уж большие деньги — и в абсолютном масштабе, и в масштабе относительном — в них задействованы. В 2010 году на Нью-Йоркской фондовой бирже торговалось бумаг на сумму большую, чем ВВП США, — $17,796 трлн; ну а высокотехнологическая биржа NASDAQ имела тогда же оборот в $12,659 трлн. А обозреватели местного делового канала регулярно вызывают отечественных биржевиков на откровения, что 90% сделок за рубежом осуществляется торговыми роботами (у нас — только 60%). Более точные ссылки искать излишне по причинам, названным выше…
Ну а роботы — безразлично, были ли это только поисковые боты или в «связке» с ботами торговыми, — имеют склонность к ошибкам, возникающим из-за их малой осведомлённости в делах реального мира. Слишком проста та модель мироздания, которой они оперируют. Проще говоря, она выглядит так: ЕСЛИ Израиль БОМБИТ Сирию, ТО Нефть Дорожает. Роботы не знают о событиях Войны Судного дня. Роботы не знают, что Армия обороны Израиля ведёт военно-патриотическую работу в «Твиттере». Ну, проблема различения собаки и кошки известна всем, кто хоть краем глаза заглядывал в самые популярные статьи по искусственному интеллекту. А теперь эта проблема вдруг выскочила из лабораторий и отобразилась на мир Больших Финансов. Миллиардными убытками отобразилась…
А вот история, имевшая место в наших краях. В конце прошлой недели несколько новостных агентств объявило о том, что банкоматы ряда крупнейших отечественных банков прекратили приём пятитысячных купюр. (Вероятно, только в Москве: соседний банкомат в порядке эксперимента скушал купюру в пользу коммунальщиков без всяких проблем…) После лёгкой паники — пенсионерки кинулись менять деньги — стали вскрываться интересные подробности. Директор департамента наличного денежного обращения Банка России Александр Юров говорит о появлении специализированных «банкоматных подделок». Они «представляют собой черно-белую копию банкноты, но имеют некий «секрет»: на них воспроизведён тот признак подлинности, который проверяется конкретным банкоматом».
То есть используется тот факт, что и банкомат — а он же самый настоящий робот-кассир — опять-таки имеет куда меньше знаний об окружающем мире, чем кассир белковый. Он проверяет единственный параметр из многочисленной защиты купюры. И в случае, если датчик даёт добро, принимает купюру — к ущербу финансового учреждения и радости фальшивомонетчиков. (Вот только что в Пулкове задержаны граждане Узбекистана, печатавшие фальшивки на струйнике, но так, что обманывался высокотехнологичный банкомат, съевший подделок на пятнадцать миллионов…)
Ну а теперь перейдём к выводам. Роботы — хоть и без человеческого обличья — прочно прописались в финансовой сфере нашей жизни. И в роли уолл-стритских трейдеров, и скромными кассирами Нечерноземья. И от всех этих роботов реальная жизнь требует неуклонного роста интеллектуальности, широты взгляда на мир. Конкретные примеры мы привели выше…