Который день не утихает шум вокруг компании Research In Motion, известной смартфонами BlackBerry. В четверг, после публикации очередного уничтожающего квартального отчёта — третий квартал подряд RIM выдаёт результаты значительно хуже ожиданий — её акции рухнули на 20%, а бессменные руководители — Майк Лазаридис и Джим Балсилли, совмещающие пост генерального директора — превратились из миллиардёров в миллионеров. Большинство наблюдателей подают этот факт с плохо скрываемым злорадством, но есть и более весомая причина вновь и вновь анализировать судьбу и перспективы ещё недавно самой дорогой компании Канады.
Если верить Нассиму Талебу и его коллегам, изучающим традиционно недооценённую роль случайности в жизни и на рынках, истории успехов несут в себе значительно меньше информации, нежели истории провалов. Выигрыш может быть (и в значительной степени бывает) обусловлен просто счастливым стечением обстоятельств. Только проигрыш хранит бесценные сведения, позволяющие понять, почему это случилось и как избежать повторения. Происходящее с Research In Motion — наглядный, пока ещё живой пример эпического провала, преподнесённый судьбой на блюдечке.
Последний раз RIM нашумела в июне месяце (см. «Куда движется Research In Motion…») и с тех пор ей стало только хуже. Второй финансовый квартал компания завершила с прибылью на 60% меньшей по сравнению с тем же периодом годом ранее. Что позволило аналитикам не просто усомниться, но поставить жирный крест на ранее озвученном её руководителями годовом плане. Учитывая успехи в первом полугодии, заработать по итогам года плановые 6 долларов на акцию RIM просто не сможет. Лазаридису и Балсилли пора снять розовые очки: рынок смартфонов, на котором семейство BlackBerry играло доминирующую роль до выпуска iPhone, изменился принципиально.
Смартфоны BlackBerry продолжают продаваться и, благодаря развивающимся странам, объёмы продаж даже растут. Во втором квартале RIM реализовала почти 11 миллионов устройств. Модели под управлением новой, седьмой версии BlackBerry OS, приняты сотовыми операторами лучше, чем любой другой продукт компании в прошлом. А на следующий квартал руководство ждёт преодоления отметки в 14 миллионов. Но всё это было бы замечательно, если б RIM была единственным производителем в своём сегменте.
На самом деле ту же мобильную ниву возделывают Apple, многочисленные приверженцы Android, а также образовавшие Windows Phone-альянс Microsoft и Nokia. В результате, несмотря на рост продаж, доля RIM на рынке смартфонов упала к настоящему моменту примерно до 10%. А в ближайшем будущем аналитики единогласно ждут резкого обвала.
Новый iPhone (релиз ожидается в следующие несколько недель), новые модели Android и появившиеся на прилавках смартфоны под Windows Phone 7 оттянут на себя интерес и публики, и делового мира, где позиции BlackBerry традиционно особенно сильны. Моральная устарелость BlackBerry 7, которую через год должна будет заменить операционная система QNX (её назвали BlackBerry 8), только ускорит миграцию.
С планшетками ситуация ещё хуже. Поставив (даже не продав!) полмиллиона экземпляров своей PlayBook весной, по 500 долларов за самую дешёвую модификацию, летом RIM отправила продавцам всего 200 тысяч устройств. Вывод: спрос на PlayBook отсутствует, единственный способ привлечь покупателей — сильно снизить цену, возможно, повторив трюк, который провернула HP (см. «В самый-самый последний раз…»). Вкратце: уценив свою провалившуюся планшетку TouchPad до 99 долларов, HP за несколько дней распродала больше миллиона её экземпляров. И в скором будущем, вероятно, мы увидим новые TouchPad, разработкой которых займётся выделенное в самостоятельную компанию PC-подразделение HP.
RIM отказаться от PlayBook не может. Это устройство работает под управлением уже упоминавшейся BlackBerry 8/QNX, с которой компания связывает своё будущее. Поэтому распродажа по дешёвке (хотя бы близко к себестоимости) остаётся самым вероятным вариантом. Компания уже намекнула на возможность такого шага, а по сообщениям из Канады, даже прощупывает цену (один канадский партнёр RIM предлагает PlayBook своим сотрудникам за 249 местных долларов).
Как пионер персональных коммуникаций, основавший рынок смартфонов и фактически владевший им, ухитрился пасть так низко? Полный список возможных причин потянет на несколько страниц, но, выстраивая их в порядке приоритета, на первое место следует поставить уникальное руководство. Лазаридис и Балсилли фактически узурпировали власть в своей компанией. Они совмещают пост генерального директора и, будучи крупнейшими акционерами (по 5% акций на брата), не могут быть уволены решением совета директоров.
Совет директоров RIM интересен сам по себе: из девяти его членов всего трое имеют хоть какое-то отношение к телекоммуникациям. Критики считают такой состав вопиюще некомпетентным — и удивительные решения, принимаемые RIM в последние годы, подтверждают это определение. Чего стоит запуск PlayBook без встроенной поддержки электронной почты! Этот промах, кстати, до сих пор не исправлен, только в октябре RIM обещает выпустить соответствующий апдейт. А механическая клавиатура? Два года назад, когда iPhone уже был в зените славы, Лазаридис утверждал, что именно клавиатура — самая привлекательная часть смартфонов.
В RIM явно недооценили потенциал сенсорного экрана и пресловутого интерфейса-мультитач, в результате чего смартфоны компании отстали от конкурентов (iOS и Android) на год, а планшетка и вовсе не вошла в рейтинги. И хоть планы по-прежнему амбициозны — в следующем году на прилавках будут BlackBerry под управлением QNX (вместо считающейся неполноценной BlackBerry 7), с модными NFC-чипами — отставание по-прежнему составит тот же самый один год, ведь конкуренты тоже не дремлют.
Выход один: продаваться. Сейчас же. Пока не поздно! Об этом говорили три месяца назад, об этом буквально кричат аналитики и инвесторы сегодня. Так же, как Yahoo!, что не в силах самостоятельно вытащить себя из ямы, которую сама же и выкопала (см. «Тянут-потянут…»), RIM пока ещё имеет некоторую ценность. Ей принадлежит третий по величине кусок рынка смартфонов, её имя ценится в деловом мире, у неё 70 миллионов пользователей, регулярно оплачивающих доступ к сети передачи сообщений.
Но промедление смерти подобно. Ожидается, что после выхода iPhone 5, остатки внимания публики и бизнеса, которыми ещё пользуется платформа BlackBerry, разом переместятся на новые модели Apple. Не спасёт и ставка на дешевизну (вспомните лондонские события, «Как управляли беспорядками в Лондоне»): сегмент дешёвых смартфонов успешно штурмуют Android-производители, да и Apple, по слухам, готовит облегчённую, недорогую версию iPhone. После этого останется уповать только на патенты, которых у RIM много и ради которых её могут поглотить, либо расчленить на части более успешные игроки.