Ровно неделя прошла с начала беспрецедентного сбоя в сети передачи сообщений компании Research In Motion (RIM). В прошлый понедельник первые несколько миллионов владельцев смартфонов BlackBerry в Европе оказались отрезаны от электронной почты и веб-сервисов. Сутки спустя блэкаут распространился на Ближний Восток, Африку, а после перекинулся на Индию, Латинскую Америку, Соединённые штаты и Канаду. В общей сложности четверо суток потребовалось для нормализации обстановки — и недостатка в ехидных, критических, даже панических публикациях за это время не было. Но только к выходным причины и масштабы прояснились достаточно, чтобы можно было осмыслить случившееся и сделать из него выводы.
Теперь известно, что непосредственный толчок аварии дал выход из строя оборудования в лондонском дата-центре, одном из нескольких, разбросанных по планете. RIM построила и эксплуатирует поверх Интернет собственную сеть BlackBerry Internet Service (BIS), которая обеспечивает пользователей «ежевичных» устройств электронной почтой, короткими сообщениями, и просто интернет-доступом. Дата-центры выступают в роли ключевых узлов этой сети — отвечая за сбор и перенаправление потоков данных на клиентские устройства — и, понятное дело, в идеале ломаться не должны вовсе. Но, поскольку гарантировать стопроцентную надёжность не в человеческих силах, нужна «запаска» на случай непредвиденных обстоятельств.
Запасное оборудование в Лондоне у RIM было, однако когда его попытались активировать, работать отказалось тоже. В результате, несколько упрощая, сначала перестала доставляться почта пользователям BlackBerry в нескольких регионах. Когда же ещё и отправители писем начали получать сообщения об ошибке (что перегрузило каналы RIM уже в других странах), события стали напоминать падающие фишки домино — или, как технически точно выразился ко-CEO, Майк Лазаридис, произошло каскадное отключение: проблема одного узла спровоцировала массовые отказы других.
Вообще, RIM к авариям не привыкать. Из двенадцати лет существования BlackBerry, последнюю половину компания ежегодно сталкивается с теми или иными техническими неполадками. Но никогда ещё события не носили столь массовый характер. Пять лет назад, когда случился первый крупный сбой, RIM обслуживала меньше десяти миллионов человек, преимущественно бизнесменов. Сегодня, благодаря удачной ставке на молодёжный сегмент (вспомните события в Лондоне, см. «Революционные технологии») её аудитория выросла до 70 миллионов. Больше половины из них, на всех пяти обитаемых континентах, остались без текстовой связи на минувшей неделе.
В четверг Майк Лазаридис лично, через YouTube, извинился перед клиентами RIM за причинённые неудобства. Но постеснялся дать какие-либо гарантии: слишком рано говорить, что проблема решена. Образовавшийся вакуум заполнили обозлённые пользователи, сыпавшие через Twitter чёрными шутками вроде: что сказал один BlackBerry другому? Ничего.
Только на четвёртые сутки работоспособность BIS была восстановлена в полном объёме — и тогда же клиенты компании получили первые вменяемые объяснения и извинения от её руководства. Впрочем, даже здесь Лазаридис и Балсилли не стали углубляться в детали, не обещали, что уж теперь-то смартфоны RIM точно гарантированы от новых отключений, и всего лишь намекнули, что рассмотрят вопрос с выплатой компенсаций. Сторонние аналитики уже оценивают сумму таких выплат в 100 млн. долл., причём претендовать на возмещение будут не только рядовые владельцы BlackBerry-смартфонов, но и сотовые операторы (в ОАЭ несколько операторов уже заявили, что оплатят клиентам простой — после чего, вероятно, следует ждать их обращения к RIM).
Как известно, беда не приходит одна — и в этом смысле чёрный лебедь, прилетевший к Research In Motion, не мог выбрать более «удачного» момента. Канадская компания, бывшая ещё несколько лет назад самым богатым бизнесом на родине, сегодня тяжело больна. Подробно об её проблемах речь шла недавно (см. «Движение — жизнь»), но если вкратце: котировки RIM на многолетнем минимуме (на днях был озвучен замечательный факт: вот уже полтора года никто из высших чинов не покупал акций своей компании, зато многократно их продавали), доля платформы BlackBerry упала ниже 10%, от квартала к кварталу тают прибыли, смартфоны по характеристикам отстают от iOS- и Android-конкурентов минимум на год, а инвесторы атакуют директоров, требуя пустить предприятие с молотка — пустить сейчас, пока ещё не поздно и технологии и патенты RIM чего-то стоят.
Коротая затянувшееся ожидание iPhone 5, аналитики дали прогноз: с выходом нового Айфона, интерес к BlackBerry должен резко ослабнуть. Так оно, в общем, и получилось, несмотря на то, что вместо «пятёрки» вышла модифицированная четвёртая модель (см. «Мастер разговорного жанра»). В качестве основного фактора для смены предпочтений называлось техническое превосходство продукции Apple: не считая очевидных жечужин вроде Siri, проектируя iOS 5, компания прислушалась к критике и внедрила в систему функции, ранее добавлявшиеся только через т.н. джейлбрейк (с потерей права на гарантию). Теперь, после многосуточного простоя BIS, добавился к списку причин забыть про BlackBerry добавился ещё один аргумент: трудности с поддержанием стабильной работы гигантских «облаков», к которым сеть передачи сообщений RIM пусть и косвенно, тоже относится.
В очередях за новым Айфоном был замечен и Стив Возняк собственной персоной. Отстояв, а точнее отсидев целую ночь в ожидании начала продаж, сооснователь Apple пояснил журналистам: эта машинка займёт в нашей жизни столь важное место, что грех было не проторчать ради неё несколько часов на улице.
Мало кто из обладателей облачных систем в состоянии обеспечить их по-настоящему бесперебойную работу. Sony PlayStation Network страдает от набегов кибернетических варваров. Microsoft много лет не может отладить «офисное облако» (см. «Вся правда про Office 365»). Даже EC2 от Amazon.com временами мучается непроходимостью.
С точки зрения математики, надёжность сети RIM ничем не отличается от большинства: случившееся на минувшей неделе можно выразить едва заметным изменением показателя во втором знаке после запятой — с 99.999% за последние полтора года он упал до 99.97% (официальные данные). Но проблема в том, что для конкретного пользователя эти три сотых процента времени, которые сеть проводит оффлайн, выливаются в несколько мучительных суток без связи, а значит — задержанные письма, пропущенные встречи, сорванные сделки.
Что в итоге? Новый Айфон и новое племя Андроидов, которое появится на прилавках до конца года (большая презентация Google и Samsung назначена на эту среду), функционально близки, а скорее всего и превосходят устаревшие «ежевичные» смартфоны. Это — технический аргумент. Однако обладатели BlackBerry готовы попробовать альтернативные решения и психологически, они устали от пустых многолетних обещаний RIM наладить работу своей сети. И это не просто слова: за прошедшую неделю несколько компаний, подчас с мировыми именами (среди них Credit Suisse и UBS, та самая, что пострадала от действий трейдера-махинатора), заявили, что будут рекомендовать своим сотрудникам и/или клиентам сменить BlackBerry на другие платформы. Эксперты обещают вал подобных рекомендаций в ближайшем будущем.
Есть у проблемы и другая сторона: разработчики. Почивая на лаврах, RIM успела основательно испортить отношения с рядовым девелопером. Желающие издать приложение для BlackBerry должны преодолеть буквально полосу препятствий, по сравнению с которой контроль Apple над содержимым App Store выглядит образцом гуманности. RIM предъявляет массу обязательных условий к функциональности сторонних приложений, не в состоянии обеспечить разработчиков удобными средствами разработки, требует нотариально заверенные копии документов и т.д. и т.п. (всё это хорошо описал в нашумевшем полгода назад открытом письме некто Джейми Мюрай).
Сейчас компании предоставляется последний шанс повернуться к разработчику лицом. Завтра RIM открывает ежегодную конференцию для девелоперов, главной задачей которой, как предполагается, станет воззвание к патриотизму BlackBerry-программистов. Компании жизненно важно убедить их, что BlackBerry останется частью софтверной индустрии будущего.
Впрочем, многие наблюдатели сомневаются, что команде Балсилли и Лазаридиса это удастся. Создателям приложений мобильная платформа интересна фактом наличия пользователей. А пользователи, проклявшие «ежевику» на прошлой неделе, стоят сейчас в очередях за новым Айфоном.