nVidia, выкуси! Вот так в мягком переложении на русский звучит фраза, брошенная на днях Линусом Торвальдсом в адрес знаменитой компании — и сопровождённая недвусмысленным жестом. Переводить сказанное Линусом дословно не решусь (вряд ли такое пропустят редакторы). Но в общем, если попробовать провести аналогию, можете представить случившееся так: вообразите, что убелённый сединами академик, только что получивший Нобелевскую премию за революционную работу, плодами которой ежедневно пользуются сотни миллионов человек, публично отправляет на три буквы одного из своих эгоистичных коллег, мешавшего довести исследования до конца. Вот. Теперь вы полностью в курсе произошедшего.
Торвальдс может считаться лауреатом «Нобелевки». Он только что получил одну из самых престижных и самую крупную премию в мире технологий, Millennium Technology Prize (поделив её с японским пионером биотеха). MTP присуждается в Финляндии за выдающиеся разработки, меняющие жизнь человека в лучшую сторону. Среди её лауреатов, в частности, Тим Бёрнерс-Ли. И Линус безусловно заслужил право стоять с ними в одном ряду.
Тут стоит сделать небольшой экскурс в историю проекта, над которым Линус трудится вот уже третий десяток лет и кратко рассказать о его текущем положении. Именем Linux принято обозначать операционную систему, хоть если быть дотошным, Linux — это только её ядро (с содержащимися в нём драйверами), на которое навешиваются прикладные программы. Так вот Линус занят именно Ядром. Он выпустил первую его версию в 1991 году и по сей день координирует разработку лично. Честно говоря трудно даже представить, каким терпением должен обладать руководитель такого проекта: ведь каждую неделю через него проходят буквально сотни исправлений и добавлений!
И Ядро, и большинство программ, составляющие Linux, распространяются под свободными лицензиями, самой популярной среди которых является GNU GPL. Положения таких лицензий различаются, но с некоторой натяжкой могут быть сведены к общему знаменателю: вы вправе делать со свободной программой что угодно — изучать, модифицировать, использовать в собственных проектах, даже продавать — до тех пор, пока результаты вашего труда распространяются на тех же условиях (т.е. пользователи вашей программы получают те же права, что и вы).
Поначалу, когда Линус избрал эту формулу для Ядра, часть разработчиков (а ядро, как и прикладные программы, создаётся коллективными усилиями тысяч энтузиастов и компаний) высказывала недовольство: справедливо ли позволять кому-то зарабатывать на твоём труде? Но Торвальдс отстоял свою позицию — и, как видим, попал в точку.
Вообще-то Линус спокойный, тактичный человек с хорошим чувством юмора. И уж если он позволил себе такую выходку, можете не сомневаться, причина действительно веская.
Важно понимать: Linux движется вперёд благодаря эгоизму. Каждый разработчик преследует личную цель. Одним просто интересно, другие оттачивают здесь мастерство, третьим (главным образом это корпорации) важно добавить в свободную ОС поддержку своего «железа» и программ. А в результате получилась система, входящая в тройку самых популярных на планете. Точно оценить долю Linux сложно — хотя бы потому, что в отличие от MS Windows или Mac OS X у неё нет одного хозяина. Но никто не станет спорить, что это самая переносимая операционная система из всех когда-либо существовавших.
Сегодня Linux работает буквально на каждом цифровом устройстве, от мобильных телефонов и планшеток (Android — это по сути Linux и есть, только с добавками от Google) до суперкомпьютеров (92% из полутысячи самых мощных числогрызов работают сегодня под её управлением). Золотая середина цепочки — серверы, где Linux тоже популярна, хоть и не особенно заметна, и простые персоналки.
Мне повезло познакомиться со свободной ОС во второй половине 90-х, когда вся она умещалась на нескольких трёхдюймовых дискетах (для сравнения: нынче полноценный дистрибутив, вроде Debian Linux, содержит около 30 тысяч программ и «весит» порядка 30 Гбайт). Сегодня в моём доме — он же мой рабочий кабинет — под Линуксом работает 99% всего цифрового железа, вплоть до роутера и дешёвенькой планшетки. И поверьте, это вовсе не прихоть линуксоида, хоть я и причисляю себя к этому племени, не идеологическая шелуха. Простой расчёт. Восемь лет я держал большой интернет-магазин, от первой и до последней точки построенный на свободном программном обеспечении (веб-разработка, бухгалтерия, статистика, коммуникации, дизайн — короче, всё). И теперь считаю возможным утверждать: Linux — бесценная находка для бизнесмена.
Преимущества свободной ОС для бизнеса можно свести к трём пунктам. Первый — универсальная логика, отсутствие «особых случаев». Запустив Linux на любом устройстве, вы попадёте в знакомую среду: те же правила (не менявшиеся с момента появления системы), те же приложения. Это не «внешне схожие» Windows и Windows Phone (а в будущем Windows 8, Windows RT и Windows Phone), не iOS и Mac OS X. Линукс везде одна: одно ядро, одни программы. Что здорово облегчает эксплуатацию системы и разработку под неё.
В мире Linux есть свои герои (здесь: Марк Шатлворф, интернет-миллионер и основатель Ubuntu), но вообще-то сила свободной ОС — в её рядовых пользователях. Сообщество достаточно велико, чтобы можно было получить квалифицированный ответ на любой вопрос.
Второй плюс: сама ОС и почти все приложения свободны. Это означает, что вы почти всегда можете получить их бесплатно или очень дёшево. Но что ещё более важно, значит, что вы вправе модифицировать их по своему усмотрению. Вот пример из жизни: спамеры нашли лазейку в процедуре регистрации на вашем форуме — и превратили его в помойку. Решить проблему можно, внеся несложные изменения в форумный движок. Если движок свободный (развивается под лицензией GPL или ей подобными), вы вправе модифицировать его, никого ни о чём не спрашивая. Вам не придётся покупать исходники или, не дай бог, вымаливать исходные тексты у разработчиков.
Наконец, Linux предсказуема, не подвержена вирусным инфекциям и чрезвычайно стабильна. Единожды настроенная, система будет работать пока не сгорит железо. Включаться по команде каждое утро, быть готовой через пятнадцать секунд и отключаться, когда понадобится вам — через час, день, неделю или год. В Линуксе всё настраивается по инструкции: чётко, хоть, к сожалению, и не всегда просто. MS Windows, с её принудительной установкой обновлений (когда захочет система!), вирусами и антивирусами, прочим шаманством кажется после этого кошмаром.
Благодаря анархической, децентрализованной модели разработки, Linux постоянно меняется — как внешне, так и внутренне. Каждый год тут появляется что-то, преображающее её облик, заставляющее удивляться. И, согласно проведённым в последние годы исследованиям, состав разработчиков тоже поменялся. Если раньше первую скрипку в эволюции Ядра играли энтузиасты, сегодня это в основном крупные компании (их буквально сотни, от Intel и Oracle до Nokia и даже Microsoft). Но они всё так же преследуют личные цели (например, Microsoft нуждается в совместимости Linux с собственными инструментами виртуализации), а сообщество пользователей по-прежнему наслаждается результатом: качественной операционной системой. Линус оказался провидцем.
Конечно, острые углы и недоработки тоже имеются. Но уж точно не в смысле отсутствия каких-то инструментов. Даже наоборот, Linux служит приоритетной платформой для развития многих уникальных приложений, проприетарные (несвободные) аналоги которых стоят сумасшедших денег (возьмите для примера матлабораторию GNU R). Пожалуй, самый неприятный из минусов — отсутствие возможности полного двустороннего обмена данными с другими операционными системами. В Linux вы откроете любой из документов, созданных в MS Windows или Mac OS X. Но вот обратный контакт получается не всегда: MS Office, к примеру, остаётся сравнительно примитивным пакетом, поддерживающим малое количество форматов и весьма вольно трактующим даже собственные стандарты.
Другая большая проблема связана с ограниченной поддержкой Linux ведущими производителями электроники. Взять ту же nVidia. Будучи одним из столпов компьютерной индустрии — она производит популярные графические, а теперь и обычные микропроцессоры — компания не спешит раскрывать спецификации Linux-сообществу. Опубликуй она подробное описание графических чипов, энтузиасты смогли бы своими силами организовать их стопроцентную поддержку Ядром. Это здорово облегчило бы жизнь тем линуксоидам, которые купили себе продукты на основе процессоров nVidia.
Вот только создатель GeForce предпочитает держать технические детали в тайне и выпускает несвободный драйвер для Linux сам, похоже, уделяя ему немного внимания. В результате поддержка nVidia-продуктов в Линуксе хромает: отстаёт от других операционных систем по времени, производительности, количеству ошибок и т.д. Энтузиасты пытаются изучать чипы самостоятельно (отсюда проекты свободных драйверов Noevau, Bumblebee), но это вечные догонялки. Понятное дело, терпение однажды иссякнет даже у самых терпеливых. Отсюда и неприличный жест Линуса.
Увы, даже после эмоционального выступления отца Linux, не стоит ожидать, что вендоры в одночасье воспылают к свободной ОС любовью. Аудитория её десктоп-пользователей для этого слишком мала. А значит тот же эгоизм, который движет систему вперёд, в данном случае работает в обратном направлении: у производителей банально отсутствует материальная заинтересованность. Некоторую надежду даёт Android, которую признают все без исключения вендоры «железа»: из неё наработки проникают обратно в Linux, хоть это и сравнительно медленный процесс.