Жизненный опыт показывает, что к привлекательным образам будущего, рисуемым прогнозами, надо относиться с осторожностью. Построение коммунизма к 1981 году (не было более антисоветского чтения для подростков начала семидесятых, чем журналы 1961 года, расписывающее этапы этого построения в подробностях); лидерство СССР в автомобилестроении, обещанное одним реформатором; реформы без снижения жизненного уровня населения, декларированные реформатором другим… А вот негативный прогноз заставляет с собой считаться. Даже если он относится к такой динамично и стабильно развивавшейся в прошлом и успешно развивающейся ныне отрасли, как информационные технологии.
Печальную новость огласил в конце августа авторитетнейшее в мире деловой прессы агентство Bloomberg, посчитавшее, что она важна не только для ИТ, но и для всего глобального предпринимательства. Состоит она в том, что по оценкам аналитиков, поставки персональных компьютеров в 2013 году упадут на 9,7%. (В мае этого года та же компания IDC предсказывала менее драматичное падение — на 7,8% относительно уровня года прошлого.) Если по всему миру было продано в прошлом году 349,2 млн компьютеров, то в этом году сборочные участки покинут лишь 315,4 млн. В будущем намечается некоторый рост: считается, что 2017 году потребителям отправят 319,8 млн устройств, но это всё равно меньше уровней, достигавшихся в прошлом. И возврата к ним уже не будет. Никогда!
Почему же сложилась такая ситуация? В бумагах IDC фигурируют две группы причин — экономические и технологические. И, с позволения читателей, начнём рассмотрение именно с экономических. Это — старшая масть. Это — как возможность «забить деньгой» любой расклад карт, пришедший при игре в «буру».
Итак — экономика. Что говорит о ней IDC? А приводит она поразительно интересные цифры. Дело в том, что наиболее драматичным для мирового рынка персональных компьютеров оказывается ситуация на растущих рынках, Emerging Markets всемирной статистики. Поставки на них ранее стабильно росли, обгоняя сформированный рост на рынках зрелых, Mature Markets — к которым относятся компьютерные рынки США и Западной Европы. А теперь пошло снижение… И по настольным компьютерам, и по ноутбукам.
Причём по насыщенности классической продукцией ИТ-отрасли страны третьего мира по-прежнему очень сильно уступают миру первому. Но рост сбыта в них остановился. Вероятно, это следствие общеэкономических проблем, нарастающих в этих странах. Про драматический рост отношения объёмов кредитов, выданных в Поднебесной, к валовому внутреннему продукта Китая мы рассказывали летом («Cui prodest: а кто же извлечёт выгоду из разоблачений Сноудена и как это скажется на рынках?»), когда прогнозы для мирового рынка ПК были куда более благоприятны. А теперь падение поставок на китайский рынок стало важным фактором, определяющим структуру глобальной ИТ-отрасли.
Почему так происходит? Почему привычный образ Китая как страны, экспортирующей всё и вся и сидящей на мешках с валютой, перестаёт соответствовать действительности? Причин тому несколько. Прежде всего — рост стоимости труда в Китае, о котором мы рассказывали в начале 2011 года («Китай и все его роботы»). А ещё — политика поддержки внутреннего спроса, к которой правительство КНР прибегло, пытаясь смягчить последствия финансового кризиса в первом мире. А рост внутреннего спроса неизбежно связан в рыночной экономике с наращиванием кредитов, включая и потребительские. Ну а это очень часто приводит к перекосам в структуре экономики: те деньги, что вложены в жилищное строительство (включая и кварталы новеньких пустующих домов, которые видят в различных районах Китая), на ИТ-рынок не поступят. Ни на деловой, ни на потребительский его сегмент…
А вот на сформировавшихся рынках схожие явления вызваны другими причинами. (Как это там у биологов называется, конвергенция, что ли, — когда ихтиозавр, акула и дельфин сильно смахивают друг на друга…). Причины эти вызывают в памяти байку про наивного кота, переловившего в избе всех мышей и выставленного поутру в амбар… Экономика первого мира, по оценкам аналитиков, с кризисом справляется вполне хорошо. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) говорит о выходе еврозоны из рецессии и даёт Британии, Германии и Франции большие темпы прироста экономики, чем ранее. ВВП США растёт медленнее, но на ИТ в целом они тратят больше, чем ожидалось. Причины спада не в этом. Дело в том, что мощности современных домашних и офисных компьютеров столь велики, что позволяют справляться с подавляющим числом ныне актуальных задач и сохранят эту способность на ближайшие годы. А Windows 7 настолько удобна, привычна и стабильна, что реальных оснований для массовой замены её нет и не предвидится. Таким образом, парк настольных и наколенных ПК ждёт лишь неспешная замена. Где-то раз в пятилетку, раз уж мы вспомнили о былом строительстве коммунизма…
А новинки производители десктопов и обрамления выводят на рынок крайне вяло. В здоровенном гипермаркете компьютерной и офисной техники только пара двадцатисемидюймовых мониторов с разрешением QHD, 2560×1440 пикселей. Причём берут их редко, в основном для графических работ. А ведь техника такого класса весьма бережна к глазам пользователя. И её размер, и её разрешение позволяют превратить плоскость дисплея в полноценный «рабочий стол». Нет, конечно, работать можно на любом устройстве — но это менее удобно. А до массового нашествия Watson’ов ИТ обязаны создавать максимальные удобства именно человеку. Сейчас такая техника дорога, но способность ИТ-индустрии делать общедоступными вещи, вчера ещё элитные, общеизвестна… Как, скажем, произошло с видеокартами: потребности такого монитора в мощностях, достаточных для офисной работы и обработки фотоснимков, удовлетворяют свежие устройства с ценой чуть более тысячи рублей. Да ещё и не требующие дополнительного питания, как это было недавно. И не нуждающиеся в индивидуальном вентиляторе, обходясь пассивным охлаждением. И сами мониторы такого разрешения укладываются теперь в сорок ватт — в отличие от моделей двухлетней давности, евших более сотни. (Об энергопотреблении мы говорим подробно постольку, поскольку нынешний эксперимент с «социальными нормами» потребления электроэнергии имеет очень хорошие шансы обернуться заметным ростом цен на неё для всего населения России, и ИТ-бизнесу стоит учитывать это в своих планах…)
Но в любом случае — и на зрелых рынках, и на растущих — пик поставок традиционных ПК пройден. Новые мобильные устройства — планшеты, разросшиеся до планшетных размеров смартфоны — если и не заменяют десктопы с ноутбуками, то ограничивают дальнейшее расширение их экосистемы. Прежде всего это проявляется на растущих рынках вроде китайского. (Может, это каким-то загадочным образом связано с практикуемой в Поднебесной иероглифической письменностью?) Но с «таблетками» дела прогнозируются неплохими. Рост — на 57,7% в этом году. В 2017-м ожидается поставка потребителям 407 млн устройств. Причём, по ожиданиям IDC, они будут играть всё возрастающую роль в деловом сегменте ИТ-рынка. Вот «информация к размышлению» отечественным разработчикам программного обеспечения, куда «приложить руки».
Конечно, с рынка традиционные ПК не уйдут ещё очень долго. Их можно будет увидеть так же, как в океанах встречаются многомачтовые парусники, когда-то бывшие властелинами морей, потом, в век пара, возившие неспешные грузы, а ныне, при доминировании дизелей и газовых турбин, ставшие учебными и спортивными судами… А мы обратим внимание на то, что в эру своего доминирования и те и другие были открытыми системами. Легко модифицируемыми и ремонтируемыми или пользователем, или экипажем под предводительством корабельного плотника; с использованием широкодоступных элементов, типовых стеньг или плат стандарта EISA. Ну а потом придёт время сказать про традиционные компьютеры: De mortuis aut bene, aut nihil. Ведь действительно, давненько не приходилось слышать негативных отзывов ни о нефритовых топорах, ни об обсидиановых ножах, когда-то тоже бывших хайтеком.