Американцы — люди странные. Чай пьют со льдом. А Министерство внутренних дел занимается у них не арестами и допросами, а управлением важнейшим из государственных имуществ — землёй! Камералистикой, распоряжением казённой собственностью, как сказали бы наши соотечественники позапрошлого века. Задача управления имуществом ведь одна из старейших для государства: у афинян были рудники Лавриона, на доходы с которых снаряжали громившие персов флоты; у римлян — завоёванные провинции, сенатские и императорские (разница в названиях отражает, кто ими ведает).
Янки впервые озаботились управлением землями ещё на первом Конгрессе в 1789 году. Тогда задача была возложена на подразделение в составе Государственного департамента. И так было до Мексикано-Американской войны 1846–1848 годов. По её результатам территория США резко приросла, и тогдашний секретарь казначейства Уолкер, действуя по поручению президента Полка, объединил три структуры — Генеральный земельный офис казначейства, Бюро по делам индейцев Военного министерства и Патентный офис Государственного департамента. Новое ведомство получило название Department of the Interior, Министерство внутренних дел. На флаге и печати его — бизон. С чем связана занятнейшая история и очень колоритная биография…
Как мы видели выше, Министерство внутренних дел включило в себя Бюро по делам индейцев. А эти коренные обитатели Америки удерживали в своих руках огромные территории, представлявшие немалую потенциальную ценность. И паслись на этих землях бизоны, огромные, больше тонны, быки, сбивавшиеся в громадные, до двадцати тысяч голов, стада. И были эти бизоны важнейшим объектом охоты для индейцев — всяких там сиу с шайенами, которые представляли ненужное препятствие в хозяйственном освоении этих земель.
Ну, сначала было не до индейцев. Северу для промышленного развития требовалось разобраться с Югом, плантаторы которого норовили ориентироваться на мировой рынок и более эффективную Британскую империю. Но потом пришла очередь и новых земель. Через них потащили Канзасско-Тихоокеанскую железную дорогу — кстати, с заметным привлечением китайских рабочих. А рабочих надо было кормить, и кому-то пришла мысль воспользоваться местными ресурсами. Теми, которые, жуя траву, бродили вокруг. Был нанят бывший рядовой роты H 7-го Кавалерийского канзасского полка Билл Коди. С ним заключили контракт на поставку мяса, и в течение восемнадцати месяцев 1867–1868 годов отставной конник отстрелял 4 280 бизонов, заработав прозвище Буффало Билл (бизонов янки обычно звали buffalo).
Дорогу построили. Контракт кончился. Буффало Билл нашёл себе дело на войне. Войне с индейцами, благо подоспели Равнинные войны. Он с 1868 по 1872 год служит гражданским разведчиком (civilian scout) 3-го Кавалерийского полка. В 1872-м награждается Медалью Почёта «за храбрость в бою». Исполняет «дипломатические» поручения — служит проводником великого князя Александра Александровича, посещавшего США (Россия и Америка дружили тогда против Англии). То есть налицо предпосылки — опыт охоты на бизонов, опыт войн с индейцами… Что надо было делать для изведения тараканов — тщательно мыть кухню! И вдоль канзасско-тихоокеанской линии пошёл отстрел бизонов. В результате том IIIa Энциклопедии Брокгауза пишет в 1892 году: «С уменьшением числа этих животных началось и вымирание индейцев». Прекрасная иллюстрация к «Стратегии непрямых действий» британца Лиддел-Гарта.
Ну а сам Буффало Билл, бывший и охотником, и солдатом, пошёл — опережая тенденции развития человечества — в шоу-бизнес. Его представление «Дикий Запад» получило всемирную славу. (Правда, Россия, знакомая с настоящей казачьей вольтижировкой, к нему оставалась равнодушной: до всевластия Голливуда оставались ещё десятилетия…) Умер Уильям Коди в Лондоне 1917 года; его шоу развлекало солдат Антанты, опережая агитбригады Второй мировой.
Так что земли в США много. И United States Department of the Interior (DOI) управляет пятой её частью, более чем двумя миллионами квадратных километров. Обходится это налогоплательщику в $20 млрд ежегодно. А сейчас International Business Machines Corp. (IBM) выиграла конкурс на получение контракта на $1 млрд по переводу Министерства внутренних дел США на архитектуру облачных вычислений. Осуществляться он будет в течение десяти лет. И считается, что уже с 2016 по 2020 год он будет экономить МВД по $100 млн ежегодно. Вообще, получение IBM крупного государственного заказа не удивляет: фирма тесно сотрудничает с федералами ещё с «пренатальных» времён, с переписи 1890 года, для обслуживания которой и применялись холеритовские табуляторы от Tabulating Machine Company. Но вот какие особенности американского Министерства внутренних дел делают эффективным перевод его на cloud computing?
Ну, прежде всего, отметим, что главное — это размер. Управление парой миллионов квадратных километров требует огромного количества данных. Далее — то, что данные эти не относятся к критическим приложениям. Это не управление режимами ядерного котла и не управление воздушным движением. И, соответственно, задержка в обслуживании, вплоть до нескольких часов, хоть и не доставит удовольствия посетителям и сотрудникам офисов МВД, не приведёт ни к каким тяжким последствиям. (Тем более что данные эти задействованы в юридических процедурах, которые неспешны даже в деловитой Америке…) Ну и национальные парки США, находящиеся в структуре этого ведомства, не столь критичны ко времени обслуживания их данных.
А дальше то, что данные эти хоть и велики, но отнюдь не петабайтны. Если кто-то из читателей помнит векторную графику, то можно сказать, что используемые землемерами технологии ближе к ней. Ряд точек с точными координатами (полученными GPS или более древними методами геодезии), соединённых линиями.
Дальше — в пользу cloud computing работает территориальный разброс офисов МВД США. Центральный, в Вашингтоне, на Си-стрит. Офисы в штатах, частью в зданиях федеральных организаций, частью — где сидели исторически. Офисы более низких уровней… И всё это накладывается на разнородную и архаичную — с графствами, тауншипами, муниципалитетами и школьными округами — структуру местного самоуправления. (Служба Коди в гражданских скаутах, но в армии — из той же архаики…)
Данные, которыми оперирует МВД, имеют изначальный «твёрдый» носитель — причём хранящийся в условиях, рассчитанных на ядерную войну. Ведь Геологическая служба США — в его структуре. А с русскими янки собирались воевать всерьёз. Предвидя испепеление сотен и сотен городов, зарывая всё важнейшее в скалы. Геологические и геодезические данные — среди них.
Ну и, конечно, очень важно то, что управление всей этой «лохматой» структурой ведётся из единого центра. Это — федеральная исполнительная структура. Будь иначе — связывать всё единой архитектурой, хоть бы и облачной, не имело смысла.
И генеральный менеджер IBM по работе с заказами американских властей Анна Альтман (Anne Altman) ручается за надежность и безопасность предложенной правительству архитектуры. Ручается огромными деньгами — шестью миллиардами долларов, вложенными фирмой в разработку программного обеспечения мирового класса. Посмотрим, дадут ли они ожидаемый эффект…