Сегодня мы побеседуем на тему социальный сетей в аспекте их пользы и вреда для найма на работу. Поводом для размышлений послужило социологическое исследование, проведенной агентством Harris Interactive по заказу просветительского портала careerbuilder.com.
С 11 февраля по 6 марта Harris Interactive произвел опрос 2184 менеджеров по найму персонала и работников отделов HR, пытаясь определить в какой мере социальные сети повышают либо наоборот снижают шансы соискателей получить вожделенную синекуру. Первое, что поразило аналитиков: почти половина рекрутеров (точнее — 39 %) постоянно используют данные социальных сетей о соискантах. Иными словами, всё, что человек пишет о себе, и всё, что о нем пишут другие в твитерах, фейсбуках и линкединах, служит основанием для приема на работу, либо отказа.
Можно было предположить, что работодателей интересует в первую очередь компромат на соискантов, однако это не так. Harris Interactive выявил как список подрывных информационных поводов, так и список позитивных засветок, которые способствовали приему на работу потенциальных кандидатов. Списки эти столь показательны и столь много говорят о технологии современного западного кадрового отбора, чтобы было бы непростительным расточительством пройти мимо.
Начнем с проколов:
— Ровно половина рекрутеров заявила, что главная причина, по которой дают отворот поворот, принимая на работу, является публикация в социальных сетях, цитирую, «провокативных или непристойных фотографий либо сведений»;
— Почти столько же (48 %) указывают на дверь всякий раз, как находят в социальных сетях информацию об употреблении алкоголя или наркотиков;
— 33 % рекрутеров отказывают соисканту в том случае, если он позволил себе негативные высказывания в адрес своего бывшего работодателя;
— 30 % рекрутеров учитывают коммуникационные способности кандидатов и расстаются с ними, если таковых способностей не наблюдается;
— 28 % рекрутеров не терпят дискриминационные высказывания, которые соисканты делают в плане расы, пола, религии и проч.;
— 24 % рекрутеров не прощают обман по части профессиональной подготовки и квалификации.
Посмотрим теперь на список информационных триггеров, вызывающих позитивную реакцию у рекрутеров:
— 57 % охотников за головами учитывают при приеме на работу профессиональные достоинства, которые соисканту удается проявить в социальных сетях;
— 50 % полагаются на такую банальную вещь как человеческая симпатия, возникающая в результате изучения профиля соисканта в социальной сети;
— 50 % ценят эрудицию и широкий спектр интересов;
— 49 % учитывают баланс между заявленной профессиональной квалификацией и реальными достижениями, отразившимися в социальной сети;
— 46 % привлекает творческий потенциал (сreativity), проявленный соискантом в социальной сети;
— 43% жалуют коммуникационные способности;
— 38 % оценивают положительные отзывы о соисканте, размещенные в социальной сети третьими лицами.
Давайте теперь проанализируем полученную информацию. Все рекрутеры как один ставили во главу угла выявление соответствия между образом соисканта в социальной сети и корпоративной культурой нанимающей организации. Иными словами смотрели, как кандидаты вписываются в компанию. Как не парадоксально, у меня нет ни малейшего сомнения в искренности намерений, высказанные рекрутерами в процессе опроса Harris Interactive. Дело в том, что т.н. корпоративная культура — это всегда мифологема первого уровня, то есть иллюзия, находящаяся еще в ранней стадии формирования и не достигшая периода зрелости, за которым неизбежно следует осмеяние либо десакрализация (других вариантов старения социальных мифов не существует).
Мифологема первого уровня всегда и непременно воодушевляет адептов, рождает в их затуманенной голове энтузиазм, восторг, желание идти до победного конца, самозабвенно служить, отдаваться без остатка и проч. хорошо известные глупости. Со временем мифологический гипноз непременно развеивается, корпоративная культура деградирует, сама компания либо разоряется, либо тихо и без шума отправляется на свалку истории (то есть формально бизнес продолжает телепаться, но всё это больше по инерции, при этом менеджеры и сотрудники ничего кроме рутинной тоски и скуки в отношении работодателя не испытывают).
Если вы еще раз перечитаете список положительных и отрицательных триггеров рекрутинга в аспекте их соотнесенности с мифологией корпоративной культуры, вы мгновенно заметите вполне себе кукольный и наивный «кодекс чести», являющийся универсальным и оттого совершенно бессмысленным общим местом любого современного корпоративного бизнеса. Кодекс этот кукольный и наивный потому, что, во-первых, он бесконечно тривиален, во-вторых, не имеет ни малейшего отношения к реальной жизни. Так, судя по приоритетам рекрутеров, некая универсальная корпоративная культура безоговорочно требует от соискантов — иду прямо по списку! — целомудрия и сексуальной скромности, неприятия токсикомании в различных ее проявлениях, лояльности к хозяину, политической корректности, эластичной терпимости по отношению к маниям современности («афроамериканские люди», «сексуальные меньшинства», «мужская шовинистическая свинья» и проч.), недопущения критики.
Перечисленные «козыри» никакого отношения к реальным людям и реальным человеческим качествам не имеют. Это химерический набор куртуазного кода и не более. То есть корпоративная культура совершенно не интересуется реальными качествами вашей души, ума, сердца. Ее интересует лишь мера вашей конформности и умение соблюдать табу современного западного общества. «Все, что вы есть на самом деле — ваше личное дело» — это гениальное историческое достижение западной цивилизации, которое непременно дополняется вторым постулатом: «Ваше социальное Я, не имеющее права на отражение вашей подлинной сущности, должно безоговорочно вписываться в принятый обществом куртуазный код«.
Обратите внимание: список негативных триггеров представляет собой набор того, что соискант не имеет права экстериоризировать (то есть — выставлять на показ в социальных сетях). Тогда как список позитивных триггеров — это уже не набор ходульного камуфляжа, а вполне себе осязаемые достоинства: эрудиция, умение подать себя, умение понравиться (шарм), умение общаться, творческий импульс и т.д.
В сухом остатке выходит, что корпоративные рекрутеры проводят своеобразное тестирование соискантов не столько на коформность корпоративной культуре, сколько на уровень их адаптации ко всему обществу. Сначала происходит отсев по куртуазному коду, затем добираются балы на факультативных приятностях (общительность, эрудиция и т.п.).
Что нам может во всем этом не нравится? По большому счету — ничего, за исключением, разве что, фальшивости всей цивилизации. Но тут уж ничего не попишешь: Западный мир развивался 2 с половиной тысячи лет именно для того, чтобы превратиться в современную матрешку с адом внутри и ангелом снаружи. Поговорите с друзьями, знакомыми и родственниками, которые постоянно живут в Западной Европе, Канаде, США или Австралии: они непременно расскажут вам в минуты откровения об ужасах, творящихся за закрытыми дверьми и плотно задернутыми занавесками частного жилища. Таких извращений, такой нравственной деградации, таких перверсий вы не найдете больше ни в одном ауле, кишлаке, хуторе, станице, кампонге, улусе или селе. Зато снаружи всё чинно, аккуратно, пристойно, доброжелательно и красиво. Такая матрешка и есть венец Западной цивилизации.
Какие выводы должны сделать соисканты из исследования Harris Interactive? Самые заурядные: не обнажайтесь в социальных сетях как наивные дурачки! Держите свои пороки и слабости при себе, не афишируйте и не бравируйте нонконформизмом, нетерпимостью, радикальностью взглядов и прочими атрибутами отсталых цивилизаций! Умело лепите свой образ на фейсбуках, твитерах и линкединах: прикидывайтесь терпимыми, проявляйте интерес к разнообразным предметам, мониторьте внимательно всё, что говорят о вас нежелательного ваши знакомые и купируйте беспощадно на корню эту никому не нужную матку правды.
Только тогда вы и будете достойным членов современного общества, впишитесь в куртуазный код нашей цивилизации, получите хорошую высокооплачиваемую работу, купить в кредит большой дом и машину и будете по вечерам за закрытыми дверьми давать полную волю своим странностям и перверсиям. Но только — дома и за закрытыми дверьми, а не на страницах Фейсбука!