Аббревиатура НКО – некоммерческие организации – нынче в России на слуху. С ней связано и пламенное витийство думских деятелей, и трогательные жалобы деятелей, в Думу не попавших, но страстно желающих этого. Но вот в США сейчас идут куда более интересные процессы вокруг куда более полезных человечеству в целом НКО.
Есть в Соединенных Штатах такая грозная организация, как Internal Revenue Service, Служба Внутренних Доходов. Когда движимые самыми лучшими стремлениями исправить моральный облик соотечественников американские законодатели ввели Сухой Закон, то результатом – как и следовало ожидать – был фантастический расцвет преступности, так называемого бутлегерства (в нашей прессе 1920-х для этого занятия был очаровательный термин «шайка спиртоносов»). И преступность эта набрала такую силу, что с ее главарями справится не могли ни ФБР, ни прочие федеральные агенты… Но, тем не менее, самый пожалуй известный ее представитель, Альфонсо Габриэль Капоне, Scarface, все же сел. То, что оказалось не по зубам грозным Джи-менам Гувера с пистолетами Кольта и автоматами Томпсона, сделали тишайшие бухгалтеры с ручками Паркера. В 1934 году Ал Капоне, «Лицо со шрамом», получил от Федерального суда одиннадцать лет за неуплату налогов… Не помогла ни банда с тысячью «пехотинцев», ни доход в триста тысяч тогдашних долларов в неделю…
И ныне американцы к IRS относятся трепетно, декларации заполняют изрядно нервничая. И – очень ее не любят. Как выяснилось в конце июня 2013 года – есть за что! В это время крупнейшие новостные службы сообщили почтенной публике о наличии директивы Службы Внутренних Доходов, обозначенной опять таки аббревиатурой BOLO (от “be-on-the-lookout,” – «Будь Настороже!»). Начальство предписывало мытарям проявлять максимальное внимание к организациям, внесенным в списки БОЛО (BOLO lists). Из них были прежде всего выделены политические противники президента Обамы. Прежде всего, организации правого политического спектра – Tea Party («Чаёвники»), группы Patriot и 9/12… Забавно, что и многие сторонники поддержки Израиля попали в эти списки. Но это-то ладно…Политики между собой разберутся. Да и Израиль на протяжении последних 65 лет демонстрировал прекрасную способность защищать свои интересы. Но есть в этом списке и организации, которые там, казалось бы, можно было ожидать меньше всего! Речь идет о сторонниках Открытого программного обеспечения, о движении Open Source…
Предвыборная демагогия мистера Обамы была направлена против всевластия корпораций (которые он старался ассоциировать с республиканцами) и в защиту маленького человека, который вовсе и не по своей вине оказался на обочине жизни (к сожалению, такая логика имеет и продолжение – мол, тот, кто чего-то добился, обязан этому слепому везению и не грех его постричь посильнее…). Ну, казалось бы кого и поддерживать при такой логике – так это движение Открытого ПО. Всякие там стодолларовые недокомпьютеры для африканских детей; преодоление цифрового неравенства…
Ан нет… Логика демократов (которых стоит рассматривать как один из сортов «левых»), отнюдь не состоит в том, что бы научить людей заботится о себе; чтобы снизить порог вхождения в цифровой мир; открыть миллионам людей путь к знаниям, как когда-то сделали это библиотеки, субсидированные магнатом Эндрю Карнеги… Нет, очень похоже, что им нужно просто-напросто сделать как можно больше людей зависящими от Государства. От Гоббсовского Левиафана. А те, кто умеет сам выходить в океан, и сам ловить себе селёдку на ужин – ему враждебны. Причем безразлично, будут ли это фермеры и мелкие предприниматели Среднего Запада, Горных и Пустынных Штатов – работающие своими руками, традиционно голосующие за республиканцев, и объединяющиеся в минитмены и виджеленты, посмотрите про таких людей фильм «Аламо» – или верящие в принципы «теоретической» (по Пейну и Локку) свободы компьютерщики, пишущие и распространяющие софт с открытым кодом.
Логика Internal Revenue Service, которой она мотивирует свои действия, почти благообразна. Дескать, разработчики Open Source требуют для себя льгот, предусмотренных заокеанским Налоговым Кодексом. Но ведь они-то – что корпорации, что специалисты – потом очень часто зарабатывают на консультациях и на сопровождении открытого кода… Значит – надо лишить их этих льгот. А дальше – вполне возможно – возникнет простое и естественное желание взыскать недоплаченное. А это (взгляните, как местные НКО говорят о том, что уплата штрафа их уничтожит) эквивалентно ликвидации бесприбыльной организации. А дальше – при неуплате – не исключена и уголовная ответственность (вспомним Ала Капоне…). И «замазывают» разработчиков Открытого Софта в высшей степени грамотно – вот ресурс Mother Jones, одним из первых (еще в мае 2013) вытащивший за ушко и на солнышко «список БОЛО». Даже на нем в списке подвергающихся гонениям организаций открытый софт соседствует с «медициной марихуаны» (“groups focused on open source software (?), medical marijuana”). Мол, ребята хоть и не самые опасные, но, все равно, подозрительные… «Серая зона»…
Так что в очередной раз зададимся любимым вопросом – Cui prodest? Ну, совсем сбрасывать со счетов желание отобрать побольше денег у компьютерщиков, консультирующих и сопровождающих Open Source, нельзя. Конечно же, не приписывая им желания озаботится об оттесненных на обочину жизни обитателей трущоб (какое там поколение уже растет на пособие, ни дня не работав в жизни ¬ еще третье, или уже четвертое?). Просто любая бюрократия жаждет управлять все большим и большим объемом ресурсов (конечно же – исключительно для блага общества…). Но это – мелочи…
А серьезно – желание контролировать все больше и больше информации, играющей в жизни общества все большую, и большую роль. PRISM, Tempora, французские наследники Cabinet Noir… Бумажная «Компьютерра» годами писала, что защитить приватность обычного человека и не связанного с государством бизнеса (ну, может за исключением самых крупных) могут лишь приложения с открытым кодом, проверенные независимым экспертным сообществом. А вот для такой-то деятельности налоговики США и создают нынче проблемы. Причем проблемы эти порождаются в планетарном масштабе – как Data-центры и разработка экспортного ПО в России тяготеют к столицам, так и ИТ в целом на планете стягиваются в экономическую мегадержаву… А то, что обработка информации в целом на планете станет для державы этой более прозрачной… (Ну а считать, что не перетекут разведданные от шпионов к концернам может лишь совсем уж политкорректный…) Так что над этой историей стоит задуматься не только тем из наших читателей, кто является поклонникам Linux, но и серьезным бизнесменам, равно как и тем, кто намерен стать таковыми. Задуматься для того, чтобы потом не хвататься за голову, пытаясь понять, откуда зарубежные партнеры (или конкуренты) добыли критически важную информацию о его делах…