Недавно весь мир облетела новость: компьютер Watson выиграл в игру Jeopardy (аналог которой у нас называется «Своя игра») у местных вассерманов. Тут же посыпались заявления о том, что компьютеры захватят мир, а один из людей-участников даже написал на своём игровом тачскрине: «Приветствую наших будущих роботизированных властителей!» Но действительно ли Watson думает? И вообще, можно ли назвать тот процесс, который он производит для анализа поступающих данных, «искусственным интеллектом»?
Прежде всего, стоит знать, что компьютер опирается на собственную базу данных, объём которой составляет примерно 15 терабайт. Он «слеп» и «глух» — то есть видеовопросы и вопросы, связанные со звуковой информацией, были исключены из состязания. И наконец, процесс, согласно которому машина находит верный ответ, достаточно примитивен: сначала он выделяет термины и даты, а потом пытается, с помощью собственного алгоритма, как можно точнее предугадать, как они связаны. Перебрав варианты и остановившись на наиболее точном, компьютер его и выдаёт.
Ещё одно преимущество — компьютер способен «нажать на кнопку», то есть просигнализировать, что он готов отвечать, практически в мгновение ока. Человек на такую быструю реакцию не способен.
Так или иначе, но Watson заработал больше всех денег (что неудивительно) и победил. Но ждать умных роботов и искусственный интеллект в ближайшее время не стоит. Достижения специалистов, создавших суперкомпьютер, могут привести к прорыву в другой области — может быть, вскоре наконец-то мы сможем отдавать команды компьютеру голосом. Конечно, такое возможно и сейчас, но современные голосовые интерфейсы строятся на конкретных «заученных» фразах и не интерпретирует слова абстрактно. И это самое большое достижение Watson — понимание абстрактных запросов.
Впрочем, известный лингвист Ноам Хомский, работающий над искусственным разумом, не впечатлён суперкомпьютером. Он говорит, что Watson к искусственному интеллекту не имеет отношения. «Я не впечатлён более мощным катком», — говорит он, намекая на Deep Blue, шахматный суперкомпьютер. «Watson не понимает ничего», — добавляет он.