Главный разоблачитель всех времён и народов, организация WikiLeaks, начала публикацию очередной порции скандальных материалов: «Сирийского архива». Коллекция из двух с половиной миллионов электронных писем, собранная (естественно, без ведома и спросу) на персоналках высших сирийских чиновников, как обещано, прольёт свет не только на тонкости внутреннего устройства управленческой машины этого ближневосточного государства, но и на отношения его с союзниками, противниками и бизнесом за последние семь лет.
На орехи достанется всем: и Сирии, и Западу — который, по словам Джулиана Ассанжа, говорит одно, а делает другое. Наверняка достанется и России, принимающей самое деятельное участие в сирийском конфликте: архив WikiLeaks содержит десятки тысяч писем на русском языке и, вероятно, в разы больше упоминающих РФ на арабском. Внутренняя и внешняя переписка, денежные переводы, тонкости бюджетной политики — короче говоря, там есть всё. Материалы будут обнародоваться частями, на протяжении нескольких месяцев.
Судьба архива интересна сама по себе. Как известно, основатель WikiLeaks — компьютерный взломщик, порвавший с прошлым. Что не мешает ему принимать материалы, несанкционированно извлечённые из цифровых гостайников: похоже, сирийские файлы были добыты именно так (их, якобы, собрали активисты, причисляющие себя к группе Anonymous). Конечно, подтвердить или опровергнуть подлинность переписки будет непросто, если возможно вообще. Объём огромный, одних только электронных адресов там свыше миллиона.
Верить письмам или нет, решайте сами. Но публикация первых же нескольких сотен емэйлов породила как минимум три скандала. Так выяснилось, что европейские компании Selex и Intracom поставляли Сирии комплексные системы защищённой связи: чтобы обойти санкции ЕС и США, продукт проходил в контракте как оборудование для гражданской безопасности. Нью-йоркская фирма Brown Lloyd James по заказу правительства Сирии формировала в западных СМИ положительный имидж диктатуры Асада. А учёба ближайшей помощницы Асада (и, как следует из файлов WikiLeaks, его любовницы), Ламис Омар, в престижном британском Durham University, похоже, оплачивается из личного кармана диктатора.
Как всегда есть опасения, что публикация компромата поставит под удар «хороших парней», вроде сирийских диссидентов, имена которых наверняка проявятся в публикуемой переписке и это привлечёт к ним нежелательное внимание публики и правительства. Но это пока только предположение. А вот для самой WikiLeaks раскрытие Сирийского архива стопроцентно будет означать эскалацию конфликта с политиками по обе стороны Атлантики.
Атака на ведомство Ассанжа по всем фронтам продолжается уже полтора года (подробно см. «По секрету всему свету»). Его карточные платежи заморожены и хоть WikiLeaks принимает пожертвования даже в криптовалюте BitCoin, отследить или заблокировать которые практически невозможно (см. «Как работать с деньгами не раскрывая имени»), из-за малой популярности этого платёжного инструмента его доля в общем потоке донаций невелика. Свободные средства у WikiLeaks должны были закончиться ещё зимой, однако, пусть и сократив число публикаций, организация продолжает функционировать.
Сам Джулиан Ассанж, подозреваемый шведским правосудием в изнасиловании сразу двух женщин (хорошо хоть не одновременно), провёл полтора года под подпиской о невыезде, неудачно обжаловал решение британского суда об экстрадиции в Швецию и сейчас скрывается в посольстве Эквадора в Лондоне, ожидая ответа на запрос политического убежища в этой стране.
Считается, что Ассанж боится не столько шведского суда (обвинения вроде бы смешные и рассыплются на первых же слушаниях), сколько того, что после выдачи Швеции будет экстрадирован США. Там, якобы (теперь — известно достоверно), на него заведено уголовное дело. И в это легко верится, если вспомнить, что львиная доля компрометирующих материалов, публиковавшихся WikiLeaks, касаются Соединённых Штатов.
На этом фоне «сирийская публикация» выглядит как сигнал WikiLeaks для всех, кому небезразлична судьба проекта: несмотря на все препоны, задушить его не удалось. Но желает того Ассанж или нет, противостояние достигло кульминационной точки. Покинуть территорию посольства Эквадора он не может, ибо сразу же будет арестован лондонской полицией и препровождён на рейс в Швецию. Жить в посольстве годами (даже если ему позволят), очевидно, не сможет тоже. Разрубить этот узел могла бы Швеция, если бы гарантировала, что Джулиан не будет выдан США ни при каких обстоятельствах. Но такой гарантии пока нет, да и вряд ли когда-либо она будет предложена.
Из оставшихся средств — только пресловутый секретный архив WikiLeaks, который, как предполагается, содержит некие убийственные сведения о правительстве США и будет опубликован в случае смерти Ассанжа (см. «По секрету…»). Но никто не верит, что организация рискнёт использовать эту карту при жизни своего основателя. Так что же остаётся? Ведь WikiLeaks без Ассанжа существовать не сможет: это ему, харизматичному лидеру, сделавшему себе репутацию непримиримого борца за правду, сумевшему выстроить отношения с прессой и тайными источниками, WikiLeaks обязана своим успехом. Никто из соперников — а они ещё недавно плодились как грибы после дождя (OpenLeaks, Wikispooks, 100Reporters, Anonleaks и т.д. и т.п.) — не удалось и приблизиться по влиятельности к детищу Ассанжа.
Ещё полгода назад это казалось тупиком, но сейчас обозначился неожиданный выход. Ключик к нему — в смене отношения общественности к основателю WikiLeaks. В 2011-м Ассанж был для обывателей больше скандалистом, нежели человеком, к которому нужно прислушаться и на которого можно равняться. Слабые продажи его полуофициальной автобиографии (дописанной за него издателем) — лучшее тому подтверждение. Однако что-то щёлкнуло в обывательских мозгах и отношение публики к личности Ассанжа поменялось в лучшую сторону.
Может быть не все считают его героем, но он по крайней мере стал интересен широким массам. Первыми, как водится, ухватились за это кинематографисты: крупнейшие голливудские студии сейчас параллельно работают над несколькими кино- и телепроектами, посвящёнными основателю WikiLeaks. Очевидно пытается эксплуатировать тренд и само ведомство Ассанжа, запустившее в июне собственную социальную сеть, Friends of WikiLeaks.
Чистый итог: если ещё год назад типичной реакцией обывателей на арест Ассанжа было бы «И поделом!», сегодня тот же арест может стать зажжённой спичкой под гигантской бочкой с порохом. Вспомните протесты против законопроектов ACTA и SOPA/PIPA. Возможно, европейские государства и США теперь будут вынуждены скрупулёзно придерживаться в обращении с Ассанжем буквы закона — рискуя в противном случае получить массовые демонстрации и беспорядки на улицах почище тех, которые сопровождали попытки принятия чересчур жёстких антипиратских законов.
Избавит ли это Джулиана Ассанжа от тюрьмы никто не знает. Но по крайней мере это спасёт его от заточения в глухой одиночке а-ля Гуантанамо. А значит WikiLeaks продолжит функционировать. И поиск финансирования вновь станет для неё проблемой номер один. Говорить правду — дорогое удовольствие, WikiLeaks тратит на это сотни тысяч долларов каждый год (добыча, проверка, классификация, издание). Но и можно ли иначе? Критиковать прессу или читателей за любовь к секретам бесполезно. Проблема явно с другой стороны, что в очередной раз подтвердил Сирийский архив: пока есть что скрывать, будет и о чём, и кому рассказывать.