Вот уже несколько дней после очередного Keynote фанаты и противники Apple обсуждают новые порядки, которые Apple устанавливает в отношении визуального оформления интерфейсов. Обновлённая цветовая гамма многих привела в крайне неуравновешенное состояние. Однако есть тема, которой уделяют намного меньше внимания. Причём, на мой взгляд, совершенно незаслуженно, тем более что она касается мирового рынка объёмом почти в 1 трлн долларов.
Конечно, неудивительно, что iOS in the Car практически везде проходит курсивом, в качестве диковины и забавного дополнения к остальным новостям, выплеснутым Apple на заинтересованную общественность. В конце-концов, об этой новинке рассказали почти под занавес программной речи и Эдди Кью (Eddie Cue) уделил ей всего минуту из двух часов общего времени трансляции. Тут, впрочем, стоит обратить внимание и на то, кто именно преподнёс нам новинку, и на то, в какой момент это произошло, ведь на публичных мероприятиях «фруктовой компании из Калифорнии» ничего не происходит просто так.
Для тех, кто не смотрел мероприятие в прямом эфире или не ознакомился с записью за последние три дня, я передам последовательность событий. Хотя прежде стоит сказать о том, кто же такой Эдди Кью. Он занимает пост старшего вице-президента компании Apple по программному обеспечению. Именно он был одним из ответственных за запуск iTunes в 2003 году, App Store – в 2008 году, а с конца 2012 года он отвечает в Apple за карты и Siri. Теперь мы видим, как последнее назначение дополняет картинку паззла, открывшегося нам 10 июня.
Начав рассказывать про обновлённый Siri и про то, что виртуальный помощник из iPhone теперь может говорить мужским голосом, Эдди переключил слайд и продемонстрировал логотип сервиса, который «во многом опирается на Siri», – iOS in the Car. И дальше аудитория радостно реагировала на то, как замечательно можно будет управлять магнитолой автомобиля при помощи голосового управления. Звонить друзьям, переключать треки в плеере, переходить в режим карты и выполнять множество других функций. И уже не важно, что Ford с прошлого года все уши прожужжал фанатам современных автомобильных инфотейнмент систем рассказами о возможностях голосового управления, уже реализованных в рамках их технологии AppLink. Да и то, что магнитолы с ОС Android умеют взаимодействовать с приложениями, установленными на телефонах с аналогичной операционной системой, тоже уже не имеет большого значения.
Комментирует Леонид Бугаев, эксперт в области мобильных технологий и автор книги «Мобильный маркетинг»:
Все предыдущие попытки оседлать автомобильную индустрию (Microsoft с Sync и самостоятельные разработки автопроизводителей) скоро будут забыты. Дайте новой яблочной системе один год. Почему вы можете быть в этом уверены? Потому, что у Apple отлично получается выворачивать не только руки крупных студий-мейджоров в Голливуде, но и рули автопроизводителей. Даже то, что BMW очень осторожно реагирует своим «спасибо, без нас» на запуск iOS In The Car, не дает шанса на будущую самостоятельность (придётся либо сделать свою суперсистему, либо выбрать уже существующую).
Я думаю, что мой следующий автомобиль (надеюсь, он будет традиционно от компании Jaguar Land Rover) будет включать в себя развлекательную систему не от автопроизводителя, а от поставщика элегантных решений в области юзабилити. Ну а таких на рынке немного. Интересно, что ответит Google на это движение? Надеюсь, революцией в области машин без водителя? Поживём – порулим!
Впрочем, выступление Эдди Кью не ограничилось рассказом о новых возможностях Siri и заявкой Apple на автомобильную экспансию. После автомобильной темы он перешёл к рассказу об особенностях новой версии App Store, что вполне логично с учётом карьерного пути выступающего. А на закуску он оставил новый функционал Music и iTunes Radio. Скажите, только у меня возникает ощущение, что всё это очень плотно прилегает к теме автомагнитол? В конце концов, музыка – это то, что владельцы iPhone и так уже крайне активно передают на магнитолы своих автомобилей. А прослушивание радио до сих пор является одним из самых популярных режимов использования автомобильной медиасистемы.
Кстати говоря, если вы всё же посмотрите трансляцию, в конце своего рассказа про iOS in the Car Эдди намекает на то, машину какой из двенадцати марок, объявивших о поддержке технологии Apple, он бы себе прикупил. Вероятно, эта шутка, на которую бурно отреагировал зал, связана с тем, что тогда же, когда он приступил к руководству проектов карт и голосового интерфейса iOS Siri, он вошёл в совет директоров Ferrari.
Начиная с 2014 года (или, скорее, с автомобилей 2015 модельного ряда) вы будете очень сожалеть, что ваш телефон не носит логотип с откушенным яблоком, если вы окажетесь не только за рулём Ferrari, но и сядете в машины следующих марок:
- Acura
- Chevrolet
- Honda
- Hyundai
- Infiniti
- Jaguar
- Kia
- Mercedes-Benz
- Nissan
- Opel
- Volvo
Ещё более важным, на мой взгляд, является не то, что Apple, наконец, обнародовала свои планы по работе с автопроизводителями, а то, что у них есть все шансы совершить прорыв, которого не добились ни те, кто занимается разработкой автомобильных ОС, основанных на Windows, ни те, кто отстаивает промежуточные интерфейсы вроде отданного этой весной на open source фордовского AppLink.
Компания из Купертино имеет невероятный позитивный опыт привлечения орд разработчиков, готовых, на довольно жёстких условиях, создавать тысячи приложений и публиковать их в App Store. Теперь они поведут эти армии программистов за собой на рынок приложений для автомобилей. И, наконец-то, случится тот инфотейнмент-переворот, которого мы не можем дождаться уже не первый год!
Никита Налютин, технарь-автомобилист, матёрый тестировщик программного обеспечения, делится своими более прикладными соображениями:
Интеграция с автомобилем – одна из новых интересных фишек iOS7, которая незаслуженно осталась практически незамеченной, на фоне яростных споров любителей женщин с округлыми формами и фанатов delicious flat chest. Для автолюбителей со стажем, уже в полной мере использующих iOS-устройства как часть навигационного комплекса или часть аудиосистемы, изменения «семёрки» могут оказаться весьма интересными. Так, к примеру, уже несколько лет Alpine поддерживает интеграцию своих автомагнитол с iOS. iPod, iPhone или iPad, подключённый к USB-входу магнитолы стандартным кабелем, становится не только полноценным источником качественного звука, но и удобным устройством для доступа к вашей аудиоколлекции, гораздо более безопасным в использовании во время движения, чем стандартные органы управления встроенного в автомобиль устройства.
Для навигации стандартный экранчик iPhone мелковат, нужен как минимум iPad mini, но эта проблема может быть решена более удобным расположением устройства, например при помощи держателей Kuda или Tetrax. Что же касается нововведений именно iOS 7, то крайне любопытно, что предложит Apple для «автомобилизации» iMessage, ведь до сих пор SMS-ки считаются одной из основных причин аварий, связанных с использованием мобильного телефона. Кроме того, обещано, что Phone, Music, Navigation и iMessage станут лишь первыми приложениями, поддерживающими автомобильный режим. Это даёт возможность надеяться, что будет представлено API для разработчиков сторонних приложений.
Кстати говоря, о вопросах безопасности Эдди Кью говорит лишь мельком. Он поясняет, что все действия, о которых он успел рассказать, водитель может совершать, не отвлекаясь, не отводя взгляда от дороги. Но ведь это один из важнейших вопросов современной автомобильной индустрии! Многие ведущие мировые автогиганты сегодня заявляют о планах снизить смертность в их автомобилях до нуля к концу текущего десятилетия. И тут Apple преподносит им на блюдечке с голубой каёмочкой технологию, которая исключит существенную долю аварийно-опасных ситуаций, связанных с управлением телефоном и медиа во время движения автомобиля!
Закругляясь, я напомню о том, о чём на днях писал Олег Парамонов, завершая свою статью по мотивам демонстрации возможностей iOS 7 на конференции WWDC 2013. Он указал на то, что дьявол часто кроется в деталях. Пёстрые иконки нового интерфейса могут отвлечь многих от преобразования, касающегося вещей, не менявшихся на протяжении всей истории iPhone и iPad. Теперь разработчикам рекомендовано перестать жёстко указывать координаты элементов управления в интерфейсах. Отчасти это, видимо, происходит из-за того, что с iPhone 5 Apple впервые изменило пропорции экрана в рамках одного класса устройств. Но, как я полагаю, это может быть связано и с работой над интеграцией iOS с автомобильными экранами.
Если вы посмотрите на формат демонстрационного «автомобильного» экрана из презентации Эдди Кью, вы увидите, что его пропорции выбраны довольно свободно. И это естественно: несмотря на существующую привязку к стандарту DIN (или, скорее, 2DIN), до сих пор нет единого формата диагонали экранов, используемых на центральной консоли автомобиля. И Apple с этим явно придётся что-то делать, если они хотят, чтобы их приложения во всех автомобилях выглядели sexy, что согласуется с традициями компании. И они планируют достигнуть этого, вероятно, в том числе получив от разработчиков свободу на перемещение элементов управления по экрану в автоматическом порядке, средствами iOS 7.