Индустрия видеоигр переживает эпоху парадоксов. С одной её стороны страдающие классики — Sony, Nintendo, Microsoft — по-прежнему истово верящие в идею игровой приставки как отдельного устройства, и довольствующиеся поэтому ничтожной маржой или теряющие деньги. С другой — процветающий бизнес казуальных игрушек: простых, дешёвых, нетребовательных к «железу».
Геймерам, у которых раньше не было выбора кроме как покупать (саму по себе недешёвую) консоль, а потом ещё и раскошеливаться на дорогущие игры, ныне достаточно вынуть из кармана смартфон, либо достать из-за пазухи планшетку и отправиться в ближайший апп-стор, где большинство программ стоят 99 центов, а часто и вовсе бесплатны (да здравствует фримиум!). Да что геймеры, казуальные игры — пригодные для запуска от случая к случаю, понятные с первого клика — сделали завзятыми игроманами даже людей, которые никогда раньше гейм-завимостью не страдали. Так что прогнозы для Xbox/Vita/Wii мрачные.
И всё-таки Приставку хоронить рано. Прежде чем над ней захлопнется крышка гроба, должна быть опробована как минимум ещё одна идея. Представьте как было бы здорово увеличить смартфон до размеров игровой консоли — сохранив совместимость с дешёвым, непритязательным мобильным софтом, но предоставив пользователю все прелести стационарного геймплея: большой экран, хороший игровой манипулятор, совместную игру с семьёй или друзьями. Короче говоря, всё то, за что мы так любили Денди. И такой проект существует. Больше того, последние несколько дней на геймерских сайтах о нём только и говорят. Это Ouya, детище американского стартапа Boxer8.
Внешне Ouya походит на любую другую игровую консоль: настольный блок, подключаемый к телевизору, игровые манипуляторы. Отличия видны, если заглянуть под кожух. Внутри новая приставка больше напоминает смартфон или планшетку, нежели создававшиеся по образу и подобию персональных компьютеров Xbox и ей подобные.
Сердцем Ouya служит мобильный процессор (всем знакомый мощный Tegra 3), оперативной памяти всего гигабайт плюс 8 гигабайт памяти флэш вместо накопителя, адаптеры USB, Wi-Fi и Bluetooth. Управляет всем хозяйством опять же мобильная Android версии 4.0. Да, игровой манипулятор тоже необычный. Помимо традиционных кнопок-джойстиков на нём имеется сенсорная панель, чтобы легче было адаптировать игры со смартфонов и планшеток.
Второе отличие от классических консолей — в максимальной открытости. Она чувствуется во всём, начиная собственно с операционной системы (исходники открыты, средства разработки бесплатные) и заканчивая корпусом, который крепится легко свинчивающимися винтами. Всё это должно подстегнуть экспериментаторов к воплощению новых смелых идей, как в виде программ, так и в виде дополнительных устройств (ниже я расскажу, почему это важно).
Кстати, приложения можно будет устанавливать из собственного апп-стора Ouya. Совместимость приставки с другими Android-устройствами будет конечно же не стопроцентной, но достаточной для лёгкой адаптации программ. Желаете разместить свою игру в Ouya App Store? Условия простые: 30% комиссия с продаж, программы должны быть бесплатны, либо иметь пробный бесплатный режим. Никаких других сборов нет.
Стоить продукт в такой комплектации должен всего 99 долларов, что считается достаточно дешёвым для «импульсной покупки» (увидел-загорелся-купил!). Прибавьте сюда обеспеченность играми и развлекательными приложениями — и вы получите чуть ли не идеальную игровую консоль XXI века. Вот только кто возьмётся финансировать такой проект? Ведь компании вроде Nintendo работают по другим схемам: Ouya, с её дешёвыми играми, отсутствием лицензионных отчислений и массы косвенных сборов вряд ли приглянется производителям приставок.
Что ж, авторы (основатель — Джули Урман, говорят, не новичок в бизнесе видеоигр и цифровой дистрибуции) пошли другим путём. Профинансировав начало работ за счёт знакомых частных инвесторов, они заручились PR-поддержкой ряда авторитетных ребят (вроде автора Prince of Persia Джордана Мекнера и создателя Minecraft Маркуса Персона) и отправились за деньгами на Kickstarter.com.
Вы наверняка слышали об этом сервисе: он позволяет авторам интересных идей сколотить стартовый капитал за счёт небольших взносов от тысяч желающих поучаствовать в финансировании в обмен на право получить первые образцы (краудфундинг!). Boxer8 планировала собрать чуть меньше миллиона. По факту же всего за три дня набрала вчетверо больше от 30 тысяч человек, поставив таким образом рекорд (и до окончания кампании ещё месяц). Деньги будут потрачены на доведение прототипа до стадии конечного продукта и спонсорскую помощь разработчикам первых приложений. Продажи стартуют в марте следующего года.
Превращение задумки в продукт — всегда самая неприятная и самая непредсказуемая стадия. Пока Ouya существует лишь на бумаге и в виде цифровых макетов. Действующий прототип у авторов уже есть (если верить их словам), но всё же когда они пишут, к примеру, «Манипулятор будет именно таким, как хочется вам», это звучит несколько… наивно. В самом деле, кто может поручиться, что внешний вид, вес, функциональность, удобство устройства понравится абсолютно всем или хотя бы большинству потенциальных покупателей?
И конечно есть те, кто считает весь проект надувательством, либо просто затеей дилетантов, не понимающих, за что взялись. Ведь розничная цена складывается не только из себестоимости компонентов, но и отношений с производителями, например. Вот почему пока только каждый третий из самых популярных проектов на Kickstarter смог дойти до выпуска продукта.
Впрочем оптимистов среди аналитиков всё же больше. Ouya, на которую уже оформлено 80 тысяч предзаказов, сможет добраться до релиза, потому что — случайно или намеренно — нашла свободную нишу. Для успеха этой приставки вовсе не обязательна гибель титанов игровой индустрии (Nintendo и прочие), ведь она направлена на другую аудиторию — помните, казуальные игры? Выбор в качестве операционной системы Android позволяет без увеличения цены воспользоваться сотнями тысяч готовых приложений (очень вероятно, что софт из Google Play можно будет запускать на Ouya и без предварительной адаптации) и надеяться, что разработчики не оставят продукт без внимания (ведь Android им хороша знаком). Не забывайте и об открытости.
Ставка на хакеров, сделанная авторами Ouya, очень напоминает ту, что в конце 70-х годов сделала Apple. Бытовой компьютер Apple II был разработан Стивом Возняком максимально простым и открытым, в надежде, что энтузиасты и публика смогут применить эту открытость с выгодой для себя. Результат известен: вокруг Apple II выросла целая экосистема аппаратного и программного обеспечения, а сам компьютер несколько лет удерживал первое место по продажам в категории персоналок (которую сам же и открыл).
И не случайно Джули Урман сегодня взывает к Возу в своих интервью: создатели Ouya надеются повторить успех Apple II. Времена, конечно, другие, но ведь и возможности тоже!