Microsoft опять на пороге больших перемен. Windows 8 только с начала года разошлась тиражом 40 миллионов копий, а всего за шесть месяцев продажи уже перевалили за сотню. Фактических пользователей, правда, меньше: критики обращают внимание на то, что цифра проданных лицензий в данном случае наверняка не эквивалентна пользовательскому поголовью. Предположительно, многие, получая Восьмёрку (или лицензию на неё) «в нагрузку» к приобретённому устройству, немедленно даунгрейдятся до Windows 7, а в результате по миру насчитывается лишь около пятидесяти миллионов рабочих мест с новой версией «Окошек». Но не это беспокоит команду Стива Балмера. Хуже то, что выпуск самого инновационного программного продукта в новейшей истории софтверного гиганта не был компьютерным миром замечен. Следует это из оценки, выполненной сотрудниками Мичиганского университета, которые публикуют так называемый Американский индекс потребительской удовлетворённости (ACSI).
От Windows 8, решительно порвавшей с «оконным прошлым», логично было ждать резкого искажения картины настроений в пользовательской среде — броска вверх, броска вниз, но только не того, что мы увидели на деле. Последний отчёт по ACSI рисует странное: достигнув пика в 78 баллов из ста возможных в 2011 году (на росте после Windows 7 и наивно-светлых ожиданиях Восьмёрки), индекс отправился вниз и в прошлом году достиг отметки 75, а нынче обосновался ещё одним пунктом ниже. Иначе говоря, не случилось ни хорошего роста, как после Семёрки, ни крутого обвала, как после Vista. И вот эта пассивность хуже всего. Ведь Windows 8 отнюдь не плохой продукт, не сырой, не слабый функционально — разве что слишком новаторский для обывателя, выросшего на «окнах» и кнопке «Пуск». Но кто же мог подумать, что Windows, с таким трудом пробившаяся к сердцу массового пользователя в восьмидесятых, тридцать лет спустя снова окажется в ситуации, когда пользователя нужно будет убеждать в необходимости иметь этот продукт дома и в офисе?
Microsoft делает хорошую мину, настаивая, что темпы внедрения Восьмёрки в общем одного порядка с Windows 7. Однако беспристрастный круговой обзор выявляет одну-единственную более-менее хорошую новость: специалисты компании Soluto, изучающие поведение среднего пользователя Windows 8, обнаружили, что на мобильных устройствах запускается на 50 процентов больше новых (заточенных под тайловый интерфейс) приложений, чем на десктопах. Попросту говоря, пользователи планшеток по крайней мере задействуют новые возможности, предоставляемые Восьмёркой, тогда как пользователи PC чаще всего сразу переключают новую систему на старый (оконный) интерфейс. Впрочем, и в мобильном сегменте особо гордиться нечем: в среднем за день пользователь Windows 8 запускает здесь два с половиной приложения…
Шок, переживаемый теперь Microsoft, можно косвенно оценить по двум симптомам. Во-первых, софтверный гигант явно (хотя, может быть, и временно) поставил крест на политике открытости, привитой компании недавно покинувшим её Стивеном Синофски. Ход работ над следующей версией операционной системы уже не освещается так подробно, как это было в случае с Windows 7 и 8. И, во-вторых, следующая версия (ранее известная как Windows Blue; теперь ясно, что её выпустят просто как номер 8.1) системы будет большим шагом назад — к обалдевшему пользователю, отставшему от слишком резво-инновационного локомотива Windows. Суммируя слухи, утечки, намёки и недомолвки, можно предположить, что рабочим столом по умолчанию в версии 8.1 станет старый, привычный ещё с «95-й», стол с иконками, кнопкой «Пуск», окнами. Идея рабочего стола как приложения будет подвинута на задний план, равно как и свойства, полученные Windows ради завоевания мобильных устройств. Пользователь — прежде всего пользователь PC — должен снова почувствовать себя в Windows комфортно.
Аналитики, пишущие сейчас прогнозы на октябрь-ноябрь, когда, вероятно, состоится релиз 8.1, демонстрируют упрямый оптимизм. Новая версия Восьмёрки будет бесплатной, распространяться как рутинный апдейт через Windows Store, к моменту её появления на прилавках уже появятся ультрабуки и планшетки на чипах Intel Haswell (ожидается полный рабочий день на одном заряде батареи), опустится цена на новые и рухнет цена на старые планшетки, гибриды, ноутбуки. Сенсорный дисплей на портативных персоналках станет правилом, а не исключением, количество приложений для Windows 8 возрастёт многократно от сегодняшних 80 тысяч. Смогут ли домашние и деловые пользователи противостоять этому напору технологий?
Вот только вместо движения вперёд Microsoft выпуском модифицированной под желания клиента 8.1, отказываясь от приоритета тайлового интерфейса, всё-таки делает шаг назад. Платформа MS Windows снова оказывается разбитой на два сегмента: на персоналках будет работать версия системы с оконным интерфейсом, на планшетках и смартфонах — с тайловым. Да, PC можно будет переключать на тайлы, но пользователям они не нравятся, а разработчики прикладного софта, конечно, будут ублажать пользователей. В результате эволюция Windows снова двинется двумя не пересекающимися ветвями. Попытка Стивена Синофски унифицировать популярнейшую операционную систему на Земле, превратить её в универсальную, одинаковую внешне, внутренне и функционально платформу для всех цифровых устройств провалилась.
Но и это ещё не все плохие новости. Персоналка — выбранная Microsoft в качестве главного ориентира для следующей Windows — так вот, персоналка, «подхватившая простуду», теперь харкает кровью, и у неё логично предполагают последнюю стадию туберкулёза. Считаете аналогию грубой? Судите сами. С месяц назад IDC и другие исследователи подняли шум, констатировав эпический провал мировых поставок (не продаж даже!) PC в первом квартале текущего года. На весь год прогнозировалось примерно однопроцентное падение рынка. Но сегодня ночью и в этот прогноз были внесены коррективы. Та же IDC, опираясь на свежие данные, выступила с поистине апокалиптическим пророчеством: по итогам 2013 года, продажи PC упадут на восемь процентов. Ничего подобного никто не видел и не ждал, наверное, с начала восьмидесятых, когда персоналка в её нынешней форме и родилась. Причины? Да всё те же: неудовлетворённый голод публики к мобильной электронике и в особенности к планшеткам. Последние по итогам года должны впервые обойти ноутбуки (229 млн против 187), а к 2015-му обойдут и все персональные компьютеры.
Стив, может выкрутить руль в обратную сторону?..