Заскучали по сделкам века? Получите! Самая популярная социальная сеть планеты покупает одно из самых популярных мобильных приложений. Instagram отходит в безраздельное пользование Facebook за 1 000 000 000 долларов США. И вы не ошиблись, тут девять нулей и единичка.
Сделка на миллиард завершится к июлю, а Сеть между тем уже полна растерянных, озадаченных и просто гневных откликов. Для чего социальному киту эта пусть и золотая, но такая маленькая рыбка, с какого, простите, перепугу за неё отдают ТАКИЕ деньги, и не случится ли так, что её, образно выражаясь, подадут Марку Цукербергу на сковородке, после чего пользователям скажут: гуляйте?
Представлять Facebook нет необходимости, а Instagram — если вы ещё не присоединились к миллионам его поклонников — это простецкое приложение для устройств под управлением iOS и (с прошлой недели) Android, с помощью которого можно сделать снимок, пропустить его через высокохудожественный или просто забавный фотофильтр, и немедленно выложить в любимую социальную сеть (не только Facebook) для всеобщего обсуждения. Фишка — скорость и простота: вся процедура требует от трёх кликов.
Что касается организационной изнанки, Instagram — классический пример дот-кома, даром что запущен он не в жарком 1999-м, а осенью 2010-го. Его собрали чуть ли не на коленке двое молодых людей (Кевин Систром и Майк Кригер), через три месяца после запуска у него был уже миллион пользователей, меньше чем через полгода — несмотря на отсутствие внятной бизнес-модели — инвесторы оценили проект в 25 миллионов (заплатив за долю в компании 7), ещё через год планка поднялась до полумиллиарда, а теперь Facebook поставила точку, заплатив миллиард.
Что ж, именно цена и стала красной тряпкой, разъярившей публику. Заплати Цукерберг тридцать миллионов — по доллару за каждого пользователя Instagram — никто бы не удивился и шуму точно было бы на порядок меньше. Но для чего гиганту с аудиторией в 850 миллионов человек и годовой выручкой под 4 миллиарда долларов отдавать миллиард за стартап, в котором девять сотрудников (по другим данным их в полтора раза больше, тринадцать) и который до сих пор не заработал ни копейки? Забавно, что Instagram часто сравнивают с Twitter: примерно та же идея (только вместо текста — фотографии) и совершенно та же неспособность предложить эффективный способ монетизации сервиса. Приложение бесплатно и даже рекламу в Instagram его владельцы пока не пускают, вероятно, опасаясь негативной реакции пользователей.
По словам Цукерберга, обмен фотографиями был и остаётся ключевой активностью в Facebook — отсюда и интерес к Instagram. Но отдавать миллиард за чужой сервис, когда твои собственные пользователи каждый день пересылают сто миллионов снимков? Проще и дешевле было бы реализовать необходимые функции своими силами.
Так же неубедительно выглядит и версия о желании Facebook привлечь мобильных пользователей. Да, потребительские качества Instagram оцениваются очень высоко, а собственное мобильное приложение Facebook ругают за топорный дизайн и механику. Но это было бы проблемой, если б им никто не пользовался. На самом же деле, пусть фейсбуковское приложение и «не вышло рожей», с ним работает половина населения социальной сети.
Цукерберг и основатели Instagram о дальнейших планах особо не распространяются, ограничившись весьма общими обещаниями: приложение, мол, будет улучшено с применением талантов и инфраструктуры Facebook, а его гибкость (возможность размещать снимки не только в Facebook, но и в других сетях) останется нетронутой.
Сопоставляя факты и обещания, аналитики делают вывод, что Instagram сохранит определённую степень независимости как мобильное приложение, но одновременно станет важной деталью нового пользовательского интерфейса социальной сети (речь о Timeline, хронологической метрике, в которую превращены теперь странички пользователей; см. «Революция Facebook»).
Проблема в том, что верить Марку Цукербергу, когда он говорит о бизнесе, можно только с оговоркой. Не потому, что когда-то он хитростью выдавил из общего дела партнёров (помните к/ф «Социальная сеть»?) Facebook — жуткое, беспросветное кладбище стартапов, тягаться с которым размерами может, пожалуй, только печальной памяти Yahoo! За последние три года Фейсбук купила множество перспективных дот-комов — и все они кончили одинаково, бесследно растворившись в недрах социального гиганта. Gowalla (закрыта). Snaptu (закрыта). Hot Potato (последняя запись в корпоративном блоге датируется днём покупки). Beluga (канула в Лету). Push Pop Press (так и не выбралась из зачаточного состояния). Это не полный список, но в общем мысль понятна: где гарантии, что то же самое не случится с Instagram?
И стоит ли удивляться, что никто не верит Марку, когда он обещает: больше покупок не будет? Разыгравшийся корпоративный аппетит наверняка потребует новых жертв. Кого гигант поглотит следующим? Pinterest — третью по популярности в Штатах социальную сеть (с очень ценным свойством: её пользователи не ведут отвлечённых бесед, они говорят только о своих интересах)? Или Path — семейную социальную сеть, которая может стать ещё одним кирпичиком для мобильного Фейсбука? Аналитики уверены: Facebook продолжит покупать агрессивно, возможно, планируя со временем стать чем-то большим, нежели просто социальной сетью. Возможно местом, где пользователи проводят всё своё время, потому что там будет всё необходимое?
Здесь, в охватившей гиганта шоппинг-лихорадке, усматривают и ещё одну причину поглощения Instagram. Команда Цукерберга выложила миллиард за мобильное приложение просто потому, что может это сделать. Ей, как и многим в ИТ-индустрии за последний год, вскружил голову ветер нового пузыря дот-комов. Двигаясь в светлое будущее под флагом социальных сетей, инвесторы и предприниматели — как и пятнадцать лет назад, когда массами двигала идея «интернет-экономики» — перестали ощущать масштаб цен. Они не замечают, что почва ушла из под ног и двигатель давно уже работает на одних только надеждах и вере. Грядущее IPO Facebook — сто миллиардов минимум, на меньшее никто не согласен! — подогревает эти настроения.
Но способна ли вера сделать Instagram прибыльным?