Словно акулы, нарезающие круги рядом с несчастной жертвой кораблекрушения, интернет-гиганты — Facebook, Yahoo!, Microsoft — провели последние месяцы и недели, вспенивая воду вокруг компании Tumblr. По факту, впрочем, жертве оказалось жалеть не о чем: как было официально подтверждено вчера, Tumblr отходит во владение Yahoo! за 1.1 млрд. долл. деньгами (не фантиками-акциями, как нередко бывает в таких случаях). Несчастными оказались пользователи купленного проекта: мало кто из завсегдатаев Тумблера питает теперь иллюзии насчёт будущего.
Tumblr — классический дот-ком, собранный, по сути дела, на коленке. В 2006 году американец Дэвид Карп «заболел» идеей сверхминиатюрных блогов — тумблогов, как некоторые их называли тогда (от англ. tumble — беспорядок). В такой блог можно сваливать любой контент, от текста до видеороликов, не заморачиваясь особо по поводу внешнего вида и скромной смысловой нагрузки. Сегодня это называется микроблоггингом и, благодаря главным образом Твиттеру, в известной степени оформлено и упорядочено. Семь лет назад Карп ничего похожего на желаемое не нашёл и в конце концов сваял тумблог-движок самостоятельно. Добавил ему социальной механики (друзья-обновления), рудиментарный HTML-функционал — и не прогадал: Tumblr рванул с места в карьер, в считанные недели обзаведясь десятками тысяч пользователей.
Дальше были мобильные приложения, минимум пять денежных траншей от венчурных инвесторов (на общую сумму в 125 млн долларов; стоимость всей компании исходя из этого получается около 800 млн долл.), расширение штата (сейчас там трудятся под двести человек). Попутно прояснилась и главная фишка: если для «своих» Tumblr стал разновидностью социальной сети, то для посторонних, случайно попадающих на него посетителей, он оказался замечательной тематической фотоколлекцией. Какая бы тема вас ни заинтересовала, можете смело отправляться на Тумблер, выбирать соответствующие хэш-теги и наслаждаться креативным потоком. Сто с лишним миллионов блогов и 75 миллионов постов каждые сутки гарантируют, что найдётся всё. Вот вам «Белые мужчины в очках Гугл», космос, а вот девушки в бикини. Единственное, о чём стоит предупредить, если вы никогда раньше на Tumblr не попадали: не злоупотреблять им при коллегах или детях. Но об этом позже.
Вот за что Yahoo! отдаёт миллиард с небольшим. Дорого? Дорого, конечно, но нужно учитывать особенность момента. После того как год назад Цукерберг заплатил миллиард за Instagram, прицелы оказались сбиты: мы явно в новом, хоть и вялотекущем буме дот-комов, а в такие периоды считать нули не принято. Да, впрочем, и сделка другая. Instagram к моменту приобретения о коммерциализации задумывалась, но ничего не получалось, тогда как Tumblr добился заметных успехов, выручив за прошлый год 13 миллионов долларов на экспериментальной рекламе и продаже пользователям средств кастомизации страничек.
Yahoo! может позволить себе некоторую вольность в корпоративном шоппинге, поскольку у неё в кои-то веки появились свободные деньжата (Марисса Мейер, возглавившая компанию год назад, решила старый, больной вопрос китайской собственности, см. «Алибаба.com и сорок разбойников»). Но это не снимает вопроса «для чего?». Yahoo! — динозавр, один из немногих выживших представителей древнего племени веб-порталов. Расцветшие в 90-е годы прошлого века, порталы были парадными дверьми на входе в Сеть: там в унифицированном виде собиралось всё, что только может оказаться интересным широкой аудитории, начиная с почты и поиска и заканчивая новостями и рудиментарными сервисами. Пятнадцать лет назад они гремели: AOL, Excite, MSN и другие были стартовой точкой для подавляющего большинства сетян. Сегодня порталы повымирали или деградировали, уступив место социальным сетям. Но Yahoo! ещё на плаву и ещё надеется пожить, омолодившись за счёт интеграции с прыщавыми социальными выскочками. Она связала свои страницы с Twitter и Facebook, прикупила Flickr (продвинутый фотоколлектор с соцэлементами), а теперь вот заполучила и Tumblr, который, надеются, поможет привлечь молодую (от 25 лет и младше) аудиторию.
И всё же «лицензией на успех» Yahoo! не владеет, свидетельством чему — чёрный список её прошлых приобретений. Если Flickr, за который отдали всего-то 35 миллионов, худо-бедно работает (но поиск оставляет желать лучшего), то купленная за три с половиной миллиарда в 1999-м Geocities — пионер «блогов» времён ранней Веб (тогда блоги назывались «домашними страницами») — была через десять лет закрыта, а приобретённая тогда же Broadcast.com (5,7 млрд. долларов!) частично списана, частично ассимилирована в сервисы Yahoo! (увы, без видимой пользы: качество потокового вещания на Yahoo! оставляет желать лучшего, что только вчера было продемонстрировано на примере трансляции сообщения о покупке Tumblr). За глаза критики называют Yahoo! и Facebook (с ещё худшим послужным списком) кладбищами стартапов. Думаете, с Tumblr получится лучше?
Комментарии деловой прессы — преимущественно негативные и пессимистические. Прежде всего, Tumblr пока так и не вышла на самоокупаемость. Хуже того, есть сведения, что, сжигая вложенные деньги, компания пришла к точке, когда и хотела бы занять ещё, да на текущих условиях — исходя из стоимости в 800 миллионов — никто больше не даёт; после этого Карп якобы и начал поиск покупателя. Не факт и то, что детище Дэвида Карпа поможет привлечь мобильную аудиторию, в которой Yahoo! особенно нуждается. Tumblr входит в тридцатку самых просматриваемых сайтов Сети, но сетяне, очевидно, мигрируют на мобильные устройства, а Tumblr тут не блещет: лишь только каждый десятый её посетитель приходит со смартфонов и планшеток.
Наконец, с Тумблером связан один занятный аспект. Среди миллиардов картинок, размещённых здесь, много таких, права на которые спорны, и таких, на просмотр которых следовало бы наложить возрастные ограничения. Больше чем каждый десятый аккаунт в Tumblr содержит или посвящён порнографии (совсем свежие данные), шестая часть трафика приходится на порно. К тому же никто не контролирует соблюдение авторских прав на собираемые со всего света изображения. Администрация сайта такими мелочами никогда не интересовалась, а в результате сложилась двусмысленная ситуация. Без полной, неконтролируемой свободы самовыражения (читайте: с лицензионно и нравственно чистым контентом) Тумблер уже не будет Тумблером, потеряет минимум две трети своей прелести. А кому он нужен такой?
И мрачные прогнозы, увы, начинают сбываться. Yahoo! обещает, что «постарается не облажаться» и Tumblr не растворится в её многочисленных сервисах. За ним сохранят известную свободу действий и некоторую независимость, но добавят ресурсов и функционала, наверняка добавят рекламы, вероятно, ужесточат правила. Но ведь сломать интересную игрушку можно, и не ломая специально, а всего лишь пообтесав ей острые углы. Пользователи Tumblr интуитивно это чувствуют — и собирают подписи под петицией протеста. Которая, конечно, ничего не изменит. Дело сделано, Tumblr — прощай!