Когда звучит имя Элона Маска, одним вспоминается космический извозчик SpaceX, другим — автомобильный электропионер Tesla Motors (речь о той и другой компаниях шла в колонке раньше, см. «Первые на орбите» и «Как сломать Tesla Roadster»). Но вплоть до прошлой недели мало кому было известно, что Маск приложил руку к ещё одному проекту. Это Solar City, в последние дни — одна из самых ярких звёзд на западном бизнес-небосклоне.
13 декабря компания провела IPO — и какое! В первый же день бумаги улетели на 50% выше цены размещения, что, учитывая общий пессимистический настрой инвесторов, было бы хорошим результатом и для любого дот-кома. Solar City же занимается солнечной энергией, что делает её оценку биржей ещё более лестной.
Основали Solar City в 2006 году по подсказке Элона его двоюродные братья, Линдон и Питер Райвы. Идея в первом приближении простая и даже обычная: компания монтирует маленькие частные солнечные электростанции (мощностью в несколько киловатт, что покрывает потребности среднестатистического домохозяйства) на крышах жилых домов и компаний. Фишка в том, что Solar City их не производит и чаще всего даже не продаёт, а сдаёт, как теперь выражаются, в долгосрочный лизинг. Она помогает клиенту рассчитать, как много он сэкономит, переключившись с обычной на солнечную энергию, разрабатывает дизайн панелей солнечных батарей для каждого конкретного случая, привлекает кредиторов, которые финансируют сделку, и самостоятельно монтирует панели на крыше.
Короче говоря, клиент — а это в основном рядовые американцы — фактически бесплатно получает личную солнечную электростанцию «под ключ». Он ничего не покупает, не выплачивает никаких кредитов. Следующие двадцать лет он всего лишь, как обычно, платит помесячно за потребляемую электроэнергию — и в сумме экономит таким образом, грубо, 15 тысяч долларов (от традиционной сети дом, как правило, не отключают, чтобы в случае пасмурной погоды хозяева не остались без света). А попутно ещё и помогает окружающей среде, избавляя её от вредных выхлопов: ведь теперь электричество вырабатывается не угольной или газовой электростанцией, а солнечными панелями на крыше.
Такая схема привлекательна по множеству причин. Для обывателя взять солнечную электростанцию в лизинг психологически легче, чем покупать её разом или даже брать в кредит. И дело не только в деньгах, но ещё и в отношении к альтернативной энергии, которая для «человека с улицы» всё ещё остаётся чем-то из разряда научной фантастики. Кредиторам выгодно финансировать такие сделки, потому что в результате они имеют ощутимые налоговые льготы: США стимулируют бизнес, связанный с чистой энергией.
Корпоративные клиенты, с помощью Solar City электрифицирующие свои офисы и фабрики, движимы тем же интересом (государство предоставляет им некоторые финансовые послабления). Наконец, компания Маска обеспечивает исключительный клиентский сервис, что дополнительно снижает психологический барьер на входе в мир зелёной энергетики.
Ничего удивительного, что в самой Solar City считают себя не установщиком солнечных панелей, а просто энергетической компанией, разве что с поправкой на безвредность для окружающей среды. Да, ей приходится ставить какое-то дополнительное оборудование в дома, и — да, схема генерации здесь отличается от классической (вместо одной центральной электростанции работают тысячи маленьких домашних). Но закройте глаза на эти особенности — и вы увидите обычную энергогенерирующую компанию, которая живёт с производимых киловатт-часов.
Сегодня Solar City растёт быстрее любого конкурента. У неё почти три десятка операционных центров по всей стране, новый клиент каждые пять минут и многомесячная очередь из желающих переключить свой дом или офис на солнечное электричество. Компания установила панели на десятки тысяч зданий и считает себя крупнейшим игроком на американском рынке чистой энергии. Лучшей рекламой для неё служат отзывы, а часто и просто имена клиентов. Так, в рамках партнёрства с Tesla Motors, она строит бесплатные (!) солнечные заправки для электромобилей, помогает электрифицировать супермаркеты Walmart и жилые районы для служащих армии США.
Впрочем на самоокупаемость она ещё не вышла — и скептики, которых в «зелёной энергетике» особенно много, уверяют, что никогда и не выйдет. Главный аргумент оппонентов Solar City, призывающих «шортить» её акции, состоит в перенасыщенности «солнечного рынка» предложением. Сегмент завален дешёвыми панелями от китайских производителей, а компаниям-установщикам трудно выделиться на фоне конкурентов иначе, кроме как снижением цен. Поэтому, мол, конкурентная борьба здесь неизбежно сведётся к банальному демпингу.
Чего скептики не желают замечать, так это того, что у солнечной энергетики есть как минимум три направления для экспансии. Первое связано с новыми технологиями, обещающими поднять коэффициент полезного действия солнечных батарей, а также придать им новые формы, за счёт печати на нетрадиционных материалах. Второе связано с дальнейшим упрощением процедуры установки и эксплуатации личных солнечных электростанций, на что в особенности нажимает Solar City. Наконец, третье направление обусловлено крайне малой долей солнечной энергии в общей массе потребляемой Соединёнными Штатами: пока лишь каждый сотый киловатт-час там производится солнцем, неудивительно, что с 2011 года совокупная мощность солнечных электростанций выросла почти вдвое.
В Solar City считают, что производители солнечных батарей исчерпали запас по цене, так что дешевле они уже стоить не будут. Теперь настал черёд экономии масштаба: установщики должны снижать накладные расходы за счёт увеличения объёмов бизнеса. Сама Solar City планирует каждый год уменьшать расходы всего на 5%. Но и это позволит ей остаться жизнеспособным бизнесом с высокой маржой, даже если правительство резко уменьшит льготы, связанные с чистой энергией.
Впрочем одними только туманными перспективами капитализацию Solar City (которая в 7 раз больше выручки, при отсутствующей прибыли) не объяснить. Вероятно, цена её акций в значительной степени составлена из премии, выплаченной рынком за веру лично в Элона Маска. Его не зря называют вторым Джобсом: его идеи оригинальны и он беспокоится о том, что будет Следующей Большой Вещью, скажем, через десять лет. В том числе и на «солнечном» рынке.
Решив задачу преобразования энергии солнца в электричество, нам теперь предстоит придумать способ её локального накопления. Грубо говоря, необходимо создать ёмкие аккумуляторы, способные впитывать электричество днём и отдавать его ночью или в непогоду. Эта та же самая задача, что стоит перед автомобилестроителями, так что Маск знаком с ней не понаслышке. Сегодня такие аккумуляторы чрезвычайно дороги, а эффективность оставляет желать лучшего, но в течение 10 лет оптимисты (и Элон в их числе) предвидят значительное падение цен.
Локальные системы накопления электроэнергии смогут преобразить энергетику, избавив человечество от всё ещё используемой, но давно морально устаревшей схемы централизованной генерации. Представьте мир, в котором электричество вырабатывается не крупными электростанциями, а солнечными батареями в каждом доме. Такая децентрализованная, распределённая генерация будет не только эффективней, чище, дешевле, но и надёжней, поскольку избавит от аварий, связанных с обрывами линий электропередач (вспомните ураган Сэнди). А ещё у каждого потребителя появится возможность (в Штатах эта идея уже проходит практическую проверку) в реальном времени продавать излишки электричества в сеть. Вероятно на это и ставят сейчас акционеры Solar City, скупая её бумаги.
Элон Маск определённо обладает предпринимательским талантом и даром убеждения. Но попробуйте не согласиться с ним, когда он говорит: почти все энергоносители, которые сегодня использует человек — нефть, газ, уголь — подарены нам Солнцем. А ведь Солнце не прекратило работать, оно по-прежнему щедро одаривает Землю теплом. И все потребности человечества можно удовлетворить за счёт его прямого преобразования, заняв батареями лишь небольшую часть земной поверхности. Почему не попробовать?