Марк Цукерберг известен как гениальный технарь, но вот уже месяц как он ещё и политик. На 20 миллионов долларов из собственного кармана Марк основал некоммерческую организацию FWD.us, ставящую целью изменить иммиграционный климат в Соединённых Штатах — по крайней мере, для образованных иностранцев, ищущих работу по специальности.
Создатель крупнейшей соцсети — конечно, не первый, кто этим озадачился: идея облегчить импорт квалифицированной рабочей силы волнует в Америке давно и многих, и как раз сейчас Конгресс занимается очередным соответствующим законопроектом. Но так же, как велик интерес, велико и сопротивление: не все признают необходимость ввоза специалистов. Так что вес новой организации пригодится. А FWD.us значительна по любым меркам. Помимо Цука, на словах и материально её поддерживают такие титаны американского ай-ти, как Гейтс, Балмер и Эрик Шмидт, а также Шон Паркер, Элон Маск, Марисса Мейер, Кевин Систром (Instagram) и многие другие.
Все они сходятся в одном: в США спрос на хайтек-специалистов (здесь их называют «STEM», по первым буквам от науки, технологий, инженерного дела и математики) превышает предложение. Поскольку отечественная система образования удовлетворить кадровый голод не в состоянии, вот уже четверть века он покрывается за счёт импорта иностранцев по так называемой «визе H-1B». Грубо говоря, это разрешение на временный (до шести лет) въезд в страну для работы по специальности людям с высшим образованием. Но если в начале 90-х годовой квоты в несколько десятков тысяч виз хватало с лихвой, к буму дот-комов её пришлось увеличивать, а нынче разрешения на год расходятся за считанные дни.
H-1B — это рабочая виза для лиц с высшим образованием. Главные требования: научная степень от бакалавра и работа по специальности. Каждый год США выделяют 85 тысяч таких разрешенийЭто достаточная головная боль сама по себе, но у американских компаний есть и другие причины для беспокойства. В частности, как только доля иностранных сотрудников в компании превышает 15%, она попадает под особое наблюдение государства (Facebook уже попала). Цуку и его единомышленникам не нравится ни то, ни другое. В их понимании число выдаваемых виз H-1B нужно сильно увеличить, а для специалистов со степенями от кандидата наук и выше — снять ограничения совсем.
Однако продавить идею через законодателей мешает существование противоположной точки зрения, тоже весьма популярной в некоторых регионах и кругах. Противники иммиграционной реформы утверждают, что нехватка отечественных стем-специалистов — только воображаемая. И цитируют официальную статистику: в иные годы Америка создаёт меньше рабочих мест, нежели привлекает иностранцев по H-1B. Что попросту означает, что под видом насыщения кадрового голода в стране идёт процесс замены дорогой отечественной рабсилы на более дешёвую импортную. Из своих стемовцев после окончания университетов на профессиональной стезе остаётся только каждый десятый или меньше.
На это, правда, у сторонников реформы есть свой контрдовод: больше половины американских аспирантов — это как раз иммигранты, учащиеся по визам, и половина из этой половины будет вынуждена покинуть страну (и покидают), если реформы не случится. Короче говоря, пирамида аргументов громоздится за облака и конца-края спору не видно: тянется он уже не одно десятилетие, просто сильно обострился с увеличением роли Веб и информационных технологий в экономике.
PayPal и eBay, Yahoo! и Google, SpaceX и Tesla Motors, многие-многие другие (почти половина крупнейших бизнесов США) были основаны иммигрантамиИ ничего удивительного, что Цукерберг со своими сторонниками избрали нетривиальную тактику. Вместо того, чтобы (как это обычно делается) примкнуть к какой-то политической партии, они начали продвигать нужных людей вне зависимости от политической окраски. Если только кандидат на тот или иной высокий пост поддерживает идею либерализации иммиграционных правил, FWD.us поддержит его (как правило, рекламой в СМИ). Это, в общем, логично: таланты нужны стране вне зависимости от того, стоят ли у руля демократы, как сейчас, или республиканцы.
По своему обыкновению взяв быка за рога, Цук добился первых видимых результатов уже через несколько недель. Вот только, увы, вместо того, чтобы обрести новых друзей, FWD.us спровоцировала громкий скандал и отпугнула часть сторонников. А дело в том, что поддержанные цукерберговским лобби политики хоть и сходятся в желании реформировать иммиграционное законодательство, порой очень сильно расходятся во взглядах на другие животрепещущие вопросы. Кто-то ратует за то, чтобы разрешить нефтедобытчикам бурить в заповедниках, другой носится с идеей возведения гигантского трубопровода для переброски нефтепродуктов из одного конца страны в другой (с очень сомнительными последствиями для окружающей среды), третий требует усилить (и без того параноидальные) меры безопасности на границе и т.п.
Так что в начале мая несколько крупных политических организаций объявили Фейсбуку бойкот (обязались не покупать в соцсети рекламу, чтобы привлечь внимание к сомнительным методам FWD.us), а на днях, на пике протестов экологов и правозащитников, лобби покинули двое из ранних сторонников: Дэвид Сакс (основатель Yammer) и Элон Маск. Причина, по крайней мере в случае с Маском, очевидна: он не покладая рук строит себе имидж прогрессивного бизнесмена, а тут вдруг оказывается замешан в историю с людьми, предлагающими бурить арктические шельфы и волочь нефтепродукты через леса и поля.
Мы — нация иммигрантов. И для такой нации у нас странная иммиграционная политика (М. Цукерберг, американец в четвёртом поколении)Цук и его единомышленники, впрочем, вряд ли остановятся на полпути. Своего они в конце концов добьются, потому что правда, очевидно, на их стороне. Если дружите с английским, почитайте статью Марка для Washington Post, где просто и чётко, как и полагается технарю, он объясняет необходимость привлечения в страну талантов. Современная экономика основана на знаниях, а знания не нефть, это такая штука, которую в руках не удержишь, забором не закроешь, и если они есть у вас, то просочатся и к другим людям. Чтобы выжить в таких условиях, необходимо собирать самых талантливых и работящих. Что, в свою очередь, требует не только облегчения процесса иммиграции, но и повышения стандартов образования, вложений в науку.
Нам, глядя на это буржуинско-демократическое безобразие, остаётся завидовать или уезжать. Приоритет науки и инноваций в РФ государством озвучен, но, кажется, значит он на самом деле столько же, сколько пресловутая свобода слова, обещанная советской конституцией. Политики привлечения талантов из-за рубежа нет, а если бы и была, поехал бы кто-то? У России нет ни одного из двух преимуществ, определяющих притягательность тех же Соединённых Штатов на рынке труда: ни культуры высокой адекватной оплаты, ни здорового климата для бизнеса. Хуже того, там, наверху, это, кажется, никого и не волнует.