В шестнадцатом веке баварскими мастерами был изобретён первый настоящий персональный гаджет в истории человечества — наручные часы. Распространёнными часы стали позже — в эпоху индустриализации, когда люди столкнулись с необходимостью постоянно знать точное время. Но вот интересный поворот событий: в двадцать первом веке часы вдруг оказались неактуальными из-за массового распространения мобильных телефонов, при помощи которых помимо прочего можно узнавать и время. Дорогие часы — это по-прежнему статусный символ и часть делового костюма, но настоящая нужда в них отпала. Надолго ли? Сейчас у часов есть отличный шанс на возвращение.
Сопрягать часы с мобильным телефоном — идея не новая, и такие модели можно найти в продаже уже как минимум несколько лет. Но нас, возможно, скоро ждёт настоящий бум часов-компьютеров. Началось всё с успеха Pebble — наручных часов с экраном на электронных чернилах. Их создателям удалось привлечь через Kickstarter финансирование в размере более 10 миллионов долларов, а заодно и немалое внимание к себе и своему изобретению. В начале 2013 года Pebble стали только-только достигать своих первых заказчиков, и тут внезапно выяснилось, что разработкой подобных гаджетов уже занялись в крупнейших технологических компаниях: Google, Microsoft и Samsung.
По слухам, даже в Apple делают собственный вариант компьютеризированных часов, но настоящих доказательств этому пока что не найдено. Слухи ещё могут оказаться пустышкой, или же мы действительно скоро увидим, как кто-то из руководителей компании покажет iWatch и расскажет о его замечательных функциях.
В конце концов, в Apple уже делали небольшой шажок в этом направлении: iPod nano предыдущего поколения мог быть превращён в циферблат, и сторонние производители быстро сообразили, что это самое время выпускать ремешки. Новый nano имеет другой форм-фактор и для трансформации в часы не годится. Не исключено, что в компании действительно не оставили интересную задумку, а наоборот, хотят развить идею в виде отдельного продукта.
Читая эти новости, волей-неволей задумываешься: а есть ли настоящий повод для шумихи? Действительно ли эти «часы 2.0» будут нужны? Главный их смысл — служить этаким дополнительным экраном оповещений, который всегда под рукой. Это может быть действительно удобно: одно дело — доставать из кармана смартфон каждый раз, когда на него приходит какое-то сообщение, и совсем другое — просто глянуть на запястье. Написать ответ при помощи крохотного экранчика часов всё равно не получится, но иногда немедленной реакции и не требуется. Одного взгляда бывает достаточно, чтобы утихомирить подсознательный зуд, требующий достать телефон и узнать, что там такое происходит.
Ту же «сетевую чесотку» будут обслуживать и гаджеты вроде Google Glass, но у часов есть большое преимущество над носимыми дисплеями: в отличие от висящей перед глазом странной штуки, они давно вошли в нашу культуру и не выглядят странно. Зато часы нельзя использовать в качестве камеры, а камера — это важный компонент Glass.
Кстати, привычность, которая выгодно отличает часы от Google Glass, имеет и обратную сторону. Если внешний вид телефона волнует далеко не всех, то в случае с часами стиль оказывается чуть ли не важнее технологий. Неуклюжая, но функциональная модель вряд ли будет пользоваться спросом, и те компании, где хорошо понимают в дизайне, окажутся в выигрыше. Однако полностью занять рынок «умных» часов вряд ли у кого-нибудь получится: люди будут покупать часы разных производителей просто из-за внешних отличий. Феномен айпода, захватившего львиную долю рынка портативных плееров, здесь невозможен.
В качестве второго дисплея для смартфона часы, безусловно, полезны, но никак не необходимы. Чтобы снова сделать их незаменимым предметом, разработчикам придётся изобрести что-то ещё. Один вариант — полностью заменить смартфон часами. Тачскрин как средство ввода можно частично заменить голосовыми командами, но информации на нём всё равно будет умещаться слишком мало. Здесь у Google Glass потенциал намного больше.
Другое интересное направление — совмещение «умных» часов с браслетом, предназначенным для отслеживания параметров тела. Гаджеты вроде Jawbone Up и Nike Fuelband популярны сами по себе, и, скрестив их с экраном оповещений, можно было бы удвоить приносимую пользу. Эта идея кажется вполне очевидной, и можно не сомневаться, что прототипы таких часов появятся уже в ближайшее время.
Но если часы-компьютеры действительно нужны многим людям, то почему не взлетели продажи первых моделей? И почему производители продолжают попытки, не обратив внимание на не слишком успешный старт? Если отбросить мысль о том, что все ринулись делать часы только лишь из-за слухов об iWatch, то остаётся два объяснения. Во-первых, развитие смартфонов зашло в некий тупик: всё, что можно было в них добавить, уже добавлено, а на совершенствовании характеристик далеко не уедешь. Часы были бы каким-никаким выходом из этой ситуации. Во-вторых, только сейчас технологии стали позволять делать по-настоящему хорошие часы-компьютеры.
Главной проблемой, от которой страдали все устройства этого класса, предшествовавшие Pebble, было энергопотребление. С тем, что смартфон нужно заряжать каждый день или два, мы давно смирились, но заряжать вместе с ним ещё и часы — это уже слишком. Создатели Pebble решили проблему благодаря экономичному дисплею на электронных чернилах — он к тому же не теряет контрастности на ярком солнце.
Но чем дальше, тем больше у разработчиков возможностей. С каждым поколением смартфонов появляются новые системы на чипе с низким энергопотреблением, более ёмкие и легковесные батареи, а также качественные яркие экраны. Стандарт Bluetooth 4.0 к тому же позволяет экономичнее расходовать заряд батареи при поддержании связи с другим устройством. А если все технологии на месте, то почему бы не попробовать встряхнуть рынок новой восхитительной моделью?
Всё это вовсе не означает, что смартфоны обязательно захватят наши запястья в ближайшее время. У часов есть шанс на некоторую популярность, но не более: как ни крути и что ни добавляй, продукт остаётся нишевым. Он не сравнятся по популярности ни с портативными плеерами, ни с фотоаппаратами, ни тем более с телефонами. Но даже если моду подхватит хотя бы десятая часть пользователей смартфонов, это будет успехом для производителей «часов нового поколения».