Вот в чем — в чем, а в празднолюбии копирастическое лобби обвинять не приходится: трудятся ребята не покладая рук, денно и нощно изобретая новые способы борьбы с распространением пиратской заразы. Ладно бы эти способы сводились к одному только примитивному «Не пущать!», ан нет: изобретательность и фантазия копирастов не знает границ.
Раньше самой популярной стратегией было заламывание рук и стращание: устраивали показательные порки со штрафами на 15-25 тысяч долларов, которые впаивали случайно выхваченным из многотысячных потоков домохозяйкам за скачанный десяток-другой контрафактных треков, пытались продавить поисковые системы на жесткую фильтрацию всех варезных сайтов, стращая засудить вусмерть, даже арендовали вертолеты-спецназы для выполнения театральных постановок вроде захвата поместья Толстого Кима.
Когда буффонада в полном объеме потерпела фиаско (поисковые системы отказались от принудительной фильтрации сайтов, а судьи стали создавать прецеденты на основе доктрины first sale и законности реэкспорта товаров, защищенных копирайтом: см. мои «Битву эпохи» «Триумф первой ночи: историческая победа аспиранта над корпоративным гигантом«, «Право первой ночи«) в ход пошли более изысканные методы, которые сегодня составляют негласную основу копирастической борьбы с пиратством.
Попробуйте произвести на Google поиск по названию любого модного попсового шлягера — будь то голливудский блокбастер, макулатура имени Дэна Брауна, либо любой музыкальный трек из национального чарта: подавляющее большинство линков из первой сотни приведет на сайты, предлагающие скачать бесплатно вожделенный фабрикат китч-культуры. Только бога ради не поддавайтесь на провокации и ничего не скачивайте: ничего кроме злостных вирусов и троянских коней вы не получите.
Да-да, именно этим и занимаются сегодня высоконравственные борцуны за интеллектуальную собственность: создают на потоке десятки тысяч ложных «варез»-порталов, которые, якобы, предоставляют возможность бесплатного получения аудио и видеошлягеров, а на самом деле нашпиговывают компьютеры наивных пользователей отборной вирусной заразой.
Делается это, надо так понимать, в назидательных целях: пару-тройку раз безбашенный лемминг запорет себе жесткий диск, а затем, глядишь, и выработается у него рвотный рефлекс на любое предложение в стиле FREE. Так, по крайней мере, представляется копирастам, иначе они бы не тратили миллионы долларов на развертывание сетей псевдо-пиратских порталов.
Сегодня я узнал о еще одном интереснейшем начинании: похоже, к борьбе за чистоту помыслов подвязали уже и разработчиков антивирусного программного обеспечения! Ветеран отрасли McAfee (та самая компания, одноименный отец учредитель которой — Джон МакАфи — недавно был экстрадирован Гватемалой в США по подозрению в убийстве) подал заявку на получение патента (№ WO2013055564 A1) на новую технологию, обеспечивающую изоляцию пользователей от пиратского контента. Предполагается, что разработка McAfee будет массово внедрена на всех уровнях — от корпоративного до частного.
Джон МакАфее, отец-учредитель ветерана антивирусной борьбы, одноименной компании MacAfee, был экстрадирован из Гватемалы в США после того, как Белиз потребовал выдать беглеца по обвинению в убийстве Грегори Фолла
Название патента «Обнаружение и предотвращение нелегального потребления контента в интернете». Полюбуйтесь, как это выглядит:
Все начинается с того, что пользователь безмятежно впечатывает в адресную строку браузера URL какого-то сайта. Запрос на соединение перехватывается и направляется на посреднический сервер, который сначала сравнивает адрес со своим «черным списком», а затем, если URL в нем не обнаруживается, анализирует непосредственно сам сайт. Если веб-страница не содержит запрещенного содержания (в теории — пиратского контента, ну а что там будет на практике — одному богу известно), пользователю позволяется соединиться с сайтом. Если веб-страница скомпрометирована, начинается самое интересное.
Вместо запрошенного сайта патентованная разработка McAfee может предложить на выбор (не пользователя, разумеется, а того, кто будет развертывать весь этот дьявольский комплекс): предупреждение об опасности (с сохранением опции продолжить соединение на свой страх и риск); предупреждение с предложением проследовать на альтернативные онлайн-площадки (надо так понимать — туда, где искомый контент будет не раздаваться бесплатно, а покупаться за деньги); блокировка искомого портала с предложением альтернативных вариантов (см. выше); наконец, блокировка без всяких альтернатив.
Что ж, выбор богатый: от пожурить до наказать. Очень показательно McAfee мотивирует внедрение своего начинания: «Главная причина для озабоченности — это возможное нарушение права Интеллектуальной Собственности (именно так в оригинале — прописными буквами!) вместе с потенциальными финансовыми издержками, связанными с этим нарушением» — поясняет компания свою добрую волю. «Другая причина связана с потенциальной угрозой, которую несут в себе некоторые неавторизованные дистрибуции (контента — С.Г.). Например, нередко неавторизованное распространение материалов в интернете включает в себя и вредоносное содержание (т.е. вирусы и трояны — С.Г.).
В контексте приведенной мотивации вся стратегия копирастической борьбы начинает идеально укладываться в хрестоматийную триаду Дэвида Айка «Проблема — Реакция — Решение»: сначала искусственно создается проблема (в нашем сюжете: открываются тысячи порталов, которые нашпиговывают пиратский контент вирусами), затем вырабатывается рефлекторная реакция отторжения (обыватель, подхватив на желании посмотреть дармовую киношку болезнь на свой компьютер похлеще «негодной хвори», начинает бояться «бесплатного» контента пуще огня), под конец предлагается решение (то самое патентованное MacAfee тотальное вмешательство в частную жизнь пользователей) , которое любезно и безвозмездно возьмет на себя функцию заботливого сторожа от напастей, невзгод и материальных убытков.
Классическая триада Дэвида Айка на примере спектакля 9/11 (иллюстрация из книги «Infinite Love Is The only Truth Everything Else Is Illusion»
MacAfee планирует внедрить свою патентованную технологию в свой флагманский продукт SiteAdvisor, причем делаться это будет как на индивидуальном, так и на корпоративном уровне. Не нужно обладать хваткой Эйнштейна, чтобы предсказать грандиозный успех калифорнийской компании, ибо ее целевая аудитория идеально вписывается в мотивационный план: страх перед денежными штрафами и судебным преследованием за случайно скачанный пиратский контент бросит в объятия MacAfee всю корпоративную тусовку, а страх подхватить гусарскую заразу от архива с пиратированным шлягером Бритни Спирс, заставит обывателей добровольно самоизолироваться от опасного внешнего мира с помощью латекса SiteAdvisor!