В последнее время складывается захватывающая дух интрига в отношениях между Китаем и его американскими IT-наставниками. По мне, так до того эта интрига прозрачная, что прямо без вариантов. Впрочем, с удовольствием выслушаю несогласную публику вместе с их аргументами.
Речь идет о наметившейся в последнее время тенденции на внутреннем рынке критиковать грандов американского IT-бизнеса, обеспечивающего китайские производственные мощности не только трудовой занятостью и нескончаемым родником для воровства идей, но и — вот же незадача! — конечными продуктами.
В китайской картине мира было бы идеально, если бы американские брэнды размещали в Поднебесной одни только производственные заказы и не лезли на внутренний рынок со своей продукцией. Парадоксального в этом утверждении ничего нет, потому что китайцы с великим удовольствием закрыли бы свой рынок для всех внешних поставщиков конечного товара, поскольку абсолютно всё, что только может пожелать душа, мозг и сердце, в Китае производится собственными силами.
Наверное, нужно пояснить о чем идет речь, потому как не все читатели знакомы с лапидарным стилем изложения непричесанных мыслей Старого Голубятника 🙂 Смотрите, как это работает.
Мозговые тресты и фабрики мысли, в которые давно уже превратились все ключевые американские IT-компании, стабильно генерируют новые концепции на уровне, непосредственно предшествующем стадию предпроизводственного образца. То есть: вот вам чертежи, вот все расчеты, вот все замеры, вот вся спецификация по комплектующим — берите и собирайте!
Это говорят американские люди китайским. Китайские радостно берут и собирают. На своих производственных мощностях, обеспечивая рабочими местами десятки миллионов соотечественников. Однако — не только рабочими местами. Параллельно и подспудно в стране создается колоссальная интеллектуальная информационная база данных, которая со временем превратилась в волшебный конструктор: бери любые готовые производственные решения, микросхемы, модули и чипы и комбинируй в любом сочетании.
Почему американские компании не могут себе позволить роскошь создавать гаджеты-мутанты, знакомые всем по китайским «оригинальным» продуктам? Я имею ввиду все эти двух-, трех-, четырех SIMные смартфоны, в которые напичканы до состояния пресыщения все мыслимые и немыслимые технологии: ТВ-тюнеры, FM-радио, NFC и т.п. (хотите составить самое полное представление о том, как выглядит полноценный мутант, читайте спецификацию JiaYu G4, который, боясь, никогда, правда, не появится на свет). Потому что американский бизнес живет по правилам патентного права, а потому испытывает большие ограничения по части воплощения тех или иных чужих технологий. Для того, чтобы добавить в собственный американский гаджет что-то, что защищено патентом (а в IT защищено вообще все), нужно десять раз подумать, всё взвесить и — главное! — просчитать рентабельность с учетом всех роялти и отчислений.
Ничем подобным китайские люди в своей собственной продукции не обременены: бери из «ничейного» безбрежного конструктора любой компонент и строй себе новые «оригинальные» смартфоны, планшеты, ноутбуки, телефоны, наушники, усилители, телевизоры, плазменные панели, всё, что угодно.
Знают ли американцы, что принадлежащие им технологии нещадно воруются? А то ж! На каждый новый айфон через неделю на внутреннем китайском рынке появляются 179 идентичных копий плюс еще около 500 «оригинальных» модификаций, «улучшений» и «убийц». То же с планшетами, то же с ноутбуками и со всем остальным на свете. Американские (собственно, все западные) брэнды это знают, но ничего не делают, поскольку, создается впечатление, существует негласное джентльменское соглашение: вы производите для все, что мы закажем, в нужных нам объемах, а мы закрываем глаза на все, что потом происходит с раздербаниванием наших ноу-хау на детальки общенационального китайского конструктора.
Подобное «разделение труда» довольно универсально в отношениях Запада и Востока. Скажем, Индия является крупнейшим в мире производителем фармацевтической продукции. Здесь изготавливают лекарственные препараты для всех европейских и американских фармакологических концернов. Изготавливается по чрезвычайно привлекательной цене, совершенно нереальной для производства в любой стране Запада. В обмен на это Большая Фарма была поставлена перед фактом полномасштабного копирования всех без исключения препаратов на внутреннем индийском рынке. Цены на эти препараты — от 5 до 100 раз ниже, чем у оригинальных брендов (по этой причине все свои лекарственные нужды последних семи лет я удовлетворяю в Индии, отовариваясь на год вперед).
Как это выглядит? Вы приходите в индийскую аптеку и называете любой ультрасовременный американский или западноевропейский лекарственный брэнд. Аптекарь смотрит в компьютере его химическую формулу и тут же выкатывает вам 5-10-15 «дженериков», как правило, произведенных на тех же самых фабриках, которые изготавливают и оригинальные брэнды для поставки на Запад. Цена, разумеется, в разы ниже.
Точно то же самое происходит в Китае в сфере бытовой электроники, IT-гаджетарии, коммуникаций и т.п. Из столь выгодной модели взаимоотношений вышла вся концепция «шаньджай», которую я описал в пару лет назад в «Тихой революции» в «Бизнес Журнале». Лучший образцы «добровольного закрывания глаз» вы можете наблюдать на примере чайнафонов модельного ряда 2012 — 2013 г.г., которые на бумаге превосходят по чисто техническим характеристиками все существующие на текущем рынке модели западных брэндов (как минимум по набору функций).
А теперь давайте вернемся к заявленной в самом начале моей реплики теме — гарантийному наезду — и попытаемся поспекулировать на предмет выявления стратегических мотиваций для этого наезда.
Мы все знаем, как месяц назад (15 марта) государственный телеканал CCTV наехал по полной программе на Apple за жуткий уровень сервисного обслуживания: за пределами Китая Надкусан меняет в период гарантии вышедшие из строя смартфоны целиком, тогда как внутри страны меняются лишь те внутренние компоненты, которые сломались.
Apple сперва попытался по своей высокомерной привычке поиграть в ужа, утопить тему в демагогии о том, что, мол, какие-то айфоны меняют целиком и в Китае, а какие-то, конечно, не меняют. Такая лапша раньше всегда срабатывала, а вот тут вдруг — бац! — и нашла коса на камень: CCTV добавила масла в огонь, рассказал зрителям о том, что Apple не только не меняет бракованные смартфоны, но еще и напрямую нарушает китайские законы, требующие продления гарантии после ремонта не полный срок (то есть опять на 1 год).
Затем в свару вмешалась тяжелая артилерия: самая грозная партийная газета «Жэньминь жибао» обвинила купертиновских хитрецов в «двойных стандартах»: «Вместо того, чтобы прояснить вопрос с двойными стандартами в вопросе гарантийного ремонта, Apple решилась отделаться заявлением из 200 слов, наполненным пустопорожними разговорами и самолюбованием, так и не предложив никакого положительного решения» — как вам такие формулировочки? Лет 20 назад после такого наезда рупора КПК просто расстреляли бы к чертовой матери и всё 🙂
Холодный душ на Apple быстро подействовал, потому что на горизонте замаячил вообще запрет к чертовой матери всей продукции компании на внутреннем китайском рынке, и Тим Кук униженно распластался в извинениях, клятвенно пообещав впредь все поломавшиеся по вине производителя смартфоны менять целиком — также, как это делается и в западных странах.
Что это было? Единичный взбрык китайских амбиций? Как бы ни так! Проходит лишь одна неделя после извинений Apple, как точно такой же жесткий наезд Китай совершает на Microsoft с его планшетами линейки Surface! Национальная китайская радиостанция заявляет о том, что условия гаратнийного обслуживания Surface Pro нарушают внутри китайский закон о предоставлении двухлетней гарантии. Хитрость в том, что по китайским законам сам планшет может иметь только годовую гарантию, однако его принадлежность к компьютерам (а не смартфонам) автоматически добавляет двухлетнюю гарантию на все «основные внутренние компоненты».
Отдадим должное Микрософту: ребята решили не теребить Гондурас и не доводить до яблочного напряжения, поэтому сходу купировали китайское недовольство: не только заявили, что их Surface Pro покрывается сразу двумя гарантиями (sic!) — годовой на планшет и двухлетней — на внутренние компоненты, но еще и прикрутили сюда Surface RT, который задним числом тоже перевели под зонтик тотальной гарантии.
Так что это это такое творится с Китаем, други мои? Моя гипотеза: час Х настал! Два гарантийных наезда — это только начало, за которым последует лавина претензий к западным брэндам. Кульминацией этой кампании должно стать изгнание всех инородных брэндов из внутреннего китайского рынка, либо создание таких невыгодных для них условий, что добровольный исход покажется меньшим злом из всех возможных.
Зачем эти разборки Китаю? Затем, что ему уже на фиг не нужен Apple вместе со всеми Microsoft’ами! Китай наплодил столько реплик, альтернатив, улучшаек и «убийц» американских оригинальных брэндов, что их уже девать некуда. Местным производителям банально надоело кантоваться на обочине, промышляя ценовым демпингом. Им хочется рулить на балу.
Стоит ли удивляться, что родные Партия и Правительство, «отвечая на многочисленные просьбы трудящихся», взяли курс на выдавливание «дорогих западных партнеров», которым, вдоволь попользовавшись, теперь смело можно сказать «Давай, дорогой, до свидания»!