О грядущем буме носимых компьютеров говорят давно. В многочисленных концептах доминируют очки дополненной реальности и модели, закрепляемые на запястье. Из-за неопределённости термина трудно провести чёткую грань между умными контроллерами и собственно компьютерами, с которыми пользователь будет практически неразлучен. Например, устройство профессора Стива Мэнна (Steve Mann), созданное в 1981 году для управления осветительным оборудованием, вряд ли сейчас назовут компьютером. В то же время недавно представленный контроллер MYO от Thalmic Labs многие воспринимают именно как носимый компьютер с оригинальным управлением.
Помимо ставших популярными ещё до начала продаж очков Google Glass, аналогичные разработки ведутся и другими научными коллективами. К примеру, более совершенный вариант ещё в прошлом году анонсировала лаборатория фотонных устройств Федеральной политехнической школы Лозанны.
В отличие от очков, модели для ношения на руке требуют гибкого подхода во всех смыслах. Гаджет WIMM One под управлением ОС Android появился в конце 2011 года. Он выделялся двухрежимным экраном. Интерфейс базовых программ был выполнен в оттенках серого и работал на экране в режиме пониженного энергопотребления. Отдельные приложения переключали его в полноцветный режим.
Чуть позже были представлены подобные «умные часы» Sony Xperia.
Однако это всё было разминкой для производителей. Сегодняшние прототипы носимых компьютеров на базе гибкой «электронной бумаги» компании Plastic Logic уже меньше напоминают навороченные часы. Их аппаратная платформа близка к таковой у смартфонов среднего класса.
http://youtu.be/5kqFlx7rSs4
Сравнимая хотя бы с планшетами функциональность наверняка потребует отдельного блока с ещё более мощной начинкой, так что в будущих серийных устройствах это может быть и частично автономный дисплей носимого компьютера. Интерес к ним проявляют Apple (iWatch), Samsung и LG (последовательность довольно традиционная).
В чём же проблема всех этих милых гаджетов, появления которых мы ждём с прошлого века? Понять негативную роль таких устройств довольно просто. Достаточно оглядеться вокруг и присмотреться к поведению людей, уже сейчас сильно зависящих от своих электронных помощников. Пока они ещё (пере)носимые, и это оставляет пространство для нормальных социальных взаимодействий, но скоро его станет гораздо меньше.
Аспект первый: снижение концентрации внимания
Речь пойдёт даже не о вождении автомобиля в очках Google Glass. Концептуально они как раз должны помогать водителю, показывая карту маршрута и вспомогательную информацию. Однако реально вполне могут отвлекать от управления, и прозрачность их здесь не оправдает. Одно дело — смотреть на дорогу, и совсем другое – воспринимать дорожную ситуацию. В целом проблема внимания гораздо шире.
Уже сейчас звонки и сообщения грубо прерывают беседу при личной встрече, мешают учёбе и работе. Если телефон ещё можно убрать или забыть, то носимый компьютер практически всегда будет с владельцем. Это уже не просто средство связи, а именно универсальный микрокомпьютер, с которым у современного человека будет связана большая часть работы и развлечений. Поэтому добровольно выключать его людям не захочется никогда.
Пока ищешь что-то в Сети, напишут в Google Talk или Skype о том, что давно ждут ответа на письмо и авторизацию в аське. Прилетит твит про новую запись в Facebook. Добавятся в друзья какие-то странные люди. Возникнет острое желание ответить на пару сотен комментариев (разумеется, их авторы кругом неправы и вообще давно не пили яда). За всей этой псевдоактивностью незаметно пройдут часы. Очнётся счастливый обладатель гаджета в пустом офисе или закрывающемся ресторане. Может быть, даже вспомнит, что приходил сюда не один.
В случае очков, подобных Google Glass, ситуация ещё хуже. Масса отвлекающей информации будет маячить буквально перед глазами.
Аспект второй: активность в социальных сетях уводит из настоящего социума
Продолжая мысль о псевдоактивности, стоит отметить ещё один момент. Носимые компьютеры приведут к тому, что человек практически постоянно будет присутствовать в соцсетях.
Казалось бы, чего опасаться? Они появились далеко не вчера. Сегодня есть соответствующие приложения для iOS и Android. Иконки быстрого входа на Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники» у многих расположены на главном экране.
Всё так, но пока ещё от постоянного сидения в этих убивалках времени спасают только занятые руки. Смартфон или планшет надо достать и разблокировать, а затем удерживать хотя бы одной рукой. Теперь же руки станут свободнее, а в очках дополненной реальности в них вообще не будет особой необходимости.
Аспект третий: потеря эмпатии
Сейчас различные чувства принято выражать эмотиконами. Паровоз плачущих смайликов в ответ на известие о смерти близкого человека уже никого не удивляет. Такая реакция статистически нормальна. Похоже, скоро роботы смогут имитировать эмоции и заинтересованность лучше, чем сейчас это делают многие из людей.
С появлением носимых компьютеров способность сопереживать собеседнику (или хотя бы просто ощущать его настроение) только ухудшится. Только представьте: человек смотрит на вас и приязненно улыбается. Вы слегка смущаетесь и думаете, чем привлекли его внимание, но на самом деле он не видит вас в упор. Просто его взгляд в Google Glass устремлён в вашем направлении, а улыбку вызывал ролик на Youtube.
Актуальным наблюдением на эту тему делится адъюнкт-профессор Темпльского университета Джон Титлоу (John Paul Titlow): «Однажды я ждал столик в переполненном ресторане и обратил внимание на сидящую поблизости семью. Они собрались вместе, но каждый достал смартфон и молча созерцал экран. В свою очередь, я заметил их только потому, что оторвал взгляд от своего». Наверное, это выглядело примерно так.
К чему бояться зомби-апокалипсиса, если он уже давно наступил? Погружённые в виртуальность люди встречаются на улицах повсюду. Когда они собираются группами, это иногда выглядит забавно, однако в целом явление вызывает серьёзные опасения.
С носимыми компьютерами ситуация станет ещё «веселее».
Аспект четвёртый: переход от психологической зависимости к физической
Если смотреть на общий вектор развития, то носимые компьютеры – лишь промежуточный этап на пути внедрения имплантируемых. Бескровная апробация другой давней концепции. Даже при взаимодействии со смартфоном или планшетом управление оказывается двусторонним: вы думаете, что пользуетесь им, но часто просто реагируете на его сообщения. Инициатива исходит не от вас. Это вами давно и постоянно управляют – через мнимых друзей, навязанные интересы, индуцированные желания, вымышленные страхи и проблемы, в поисках избавления от которых вы тратите реальные средства. Носимые компьютеры усугубят эту зависимость, а имплантируемые – сделают физической.
Это будут не столько бионические протезы, о которых «Компьютерра» уже писала, сколько средства для превращения вас в более послушную марионетку. Только у будущей куклы практически не останется шансов оборвать нити.
Упомянутый в начале статьи профессор Стив Мэнн как нельзя лучше иллюстрирует данную проблему. Этот человек известен всему миру как «первый киборг». На протяжении многих лет он разрабатывал и испытывал на себе различные модули носимых и имплантируемых компьютерных систем. Под его кожу были вшиты многочисленные датчики, тело опутано проводами, а на голове большую часть времени находился шлем виртуальной реальности или очки дополненной. Со всем этим оборудованием он не расставался и даже путешествовал по миру.
Неприятности случились в 2002 году в аэропорту города Ньюфаундленд. После событий 11 сентября 2001 года службы безопасности стали вести себя куда менее любезно. Стива задержали, проверяли трое суток, оборвали провода (что вызвало кровотечение) и повредили практически всё уникальное оборудование. Оставшись без него (а также столкнувшись с таким отношением), Мэнн испытал глубокий психологический шок. Когда его отпустили, он не смог ориентироваться в пространстве. Стив падал, терял сознание и был в итоге поднят на борт самолёта в инвалидном кресле.
Выводы
Главная причина агитации против широкого распространения носимых компьютеров заключается в том, что общество просто не готово к ним. Большинство людей обладает слабыми навыками самоконтроля и не осознаёт ситуаций, в которых использование гаджетов с развитыми коммуникативными возможностями на самом деле мешает общению. Легче всего это заметить на примере детей, но и взрослые часто ведут себя не лучше.
Всматриваться в экран смартфона во время личной встречи неприлично, однако такой распространённый способ быть одному среди толпы очевиден для окружающих и уже стал привычным. Носимые компьютеры (особенно в форме очков) делают процесс менее заметным, а его эффект – более неприятным.
Заключение
Технологии уже давно развиваются быстрее законов и норм этики. Каждая инновация всегда поначалу сопряжена с некоторыми социальными проблемами, но среди них нет принципиально нерешаемых. Главное, чтобы пользователь оставался хоть чуточку умнее своего компьютера и умел обходиться без него.