7 марта 2013 года Сенат США утвердил новым главой ЦРУ Джона Бреннана. В первый президентский срок Обамы этот уроженец штата Нью-Джерси занимал пост главного советника по борьбе с терроризмом. При предшественнике Барака Хусейновича, Буше-младшем, Бреннан был первым главой Национального центра по борьбе с терроризмом, с 2001 по 2005 гг. Потом ушёл в Analysis Corporation, был частным подрядчиком в сфере безопасности. А 7 января 2013 года Обама предложил его кандидатуру на пост главы ЦРУ.
Обычно главным достижением Джона Бреннана на посту советника Обамы считают ликвидацию Усамы Бен Ладена. Операцию, успех которой и предопределил назначение на пост главы ЦРУ. Но в ликвидации этой ничего интересного нет. Соотечественник наш Павел Судоплатов умел такое давным-давно, да куда картиннее. Взрывал бомбой в коробке конфет украинского националиста Коновальца. Руководил Меркадером, после чего сам товарищ Троцкий бегал с ледорубом в голове… (Вот это троллинг был – подсунуть мексиканским судебным экспертам географически чуждый альпеншток!)
Но есть в деятельности американских «силовиков» одна забавная тенденция, тесно связанная с именем нового директора ЦРУ. 7 февраля 2013 года в Комитет по разведке Сената США был представлен очень занятный документ, название которого может быть переведено как «Правомерность операций по убийству граждан США, являющихся руководителями Аль-Каиды». Посмотрим на предшествующие события, крайне тесно связанные с достижениями ИТ-отрасли.
В июле 1995 года в США началась эксплуатация беспилотного разведчика RQ-1 Predator. Ну, в событии этом не было ничего особо нового. Советский Союз начал использовать беспилотные сверхзвуковые разведчики Ту-123 ещё в 1964 году… Но вот в октябре того же года президент Клинтон подписал крайне интересную директиву. В ней впервые было сказано, что Соединённые Штаты рассматривают деятельность международных криминальных организаций как прямую и непосредственную угрозу своей национальной безопасности. То есть произошло крайне интересное событие, предсказанное в романах Яна Флеминга. Там, если помните, Джеймс Бонд сначала боролся со СМЕРШем (в реальности давно расформированным), а потом – с ужасным СПЕКТРом, частной организацией злодеев. И вот точно так же сменился и супостат у единственной уцелевшей сверхдержавы…
Супостат, кстати, действовал. В 1998-м взрывы в посольствах США в Кении и Танзании. В октябре 2000 года смертники взрывают эсминец USS Cole. Но отдать приказ о ликвидации Бен Ладена Клинтон решиться не мог. К президентству Буша в феврале 2001 года испытаны и версии беспилотников, вооружённые ракетами Hellfire, которые вполне пригодны для уничтожения точечных целей, вроде тех, кого признают террористами. Но никто, ни ЦРУ, ни ВВС (по ведомству которого должны были проходить боевые дроны), не хотел брать на себя ответственность. Так дело тянулось до 9/11…
Неизбежный период бюрократических игр и устранения технических проблем – и 5 ноября 2002 года ракета с беспилотника MQ-1 Predator уничтожает в йеменской провинции Мариб автомобиль, в котором находился Каид Салим Синан аль-Харети, организатор атаки на Cole. Ящик Пандоры был распечатан… Правда, за два срока президента Джорджа Буша-младшего беспилотники выходили в атаку всего сорок пять раз. Но – начало было положено! А за первую каденцию Барака Обамы дроны выходят в атаку примерно триста пятьдесят раз! Убиты не менее двух с половиной тысяч человек. И 30 сентября 2011 года в Йемене был убит (вместе с шестнадцатилетним сыном) исламский проповедник Анвар аль-Авлаки. Что интересно, оба были гражданами США. По одной из версий — убиты парой беспилотников MQ-1 Predator.
На смену ветеранам MQ-1 Predator пришли более современные машины. Но вот тут развитие технологий поставило перед юридической системой США (а точнее – перед юридической системой человечества) поразительно интересные и крайне острые вопросы.
Как известно, отцы-основатели США старались, по возможности, копировать правовые формы Первого Рима, Римской Республики (отсюда Капитолий, Сенат…). Посмотрим же, как аналогичные проблемы решали на брегах Тибра. О Цицероне мы недавно рассказывали. Упоминали о его ссылке. Так великий оратор очень вовремя унёс ноги из Рима. Дело в том, что в процессе подавления мятежа Катилины сенатом, по его инициативе, поддержанной суровым Катоном, были казнены несколько заговорщиков. Казнены не решением суда, а на основе senatusconsultum — ответа сената на запрос председательствующего магистрата. То есть в чрезвычайной ситуации исполнительная и законодательная власть присваивали себе прерогативы власти судебной. Такое бывало и раньше. Скажем, по senatusconsultum ultimum 121 года до н.э. были казнены Гай Гракх с тремя тысячами его сторонников. Но против Цицерона был принят в 58 г. до н.э. lex Clodia — закон Клодия, назначавший за казнь римского гражданина без суда interdictio aquae et ignis, запрет воды и огня, лишение права совместного проживания с гражданами. Изгнание с лишением имущества. При попытке вернуться – любой имеет право убить изгнанника…
У Тютчева об этих временах, от имени Цицерона, так:
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды её кровавый!..
И обратим внимание: ночь Рима… А судебные процедуры – соблюдаются. Даже заговорщиков казнить без суда нельзя. Но – нет правил без исключений. По римскому праву убийством в юридическом смысле не было лишение жизни упомянутого выше изгнанника. Не являлось homicidium и лишение жизни ночного вора (fur nocturnus). Господин мог лишить жизни своего раба, но со времён Империи желательным было, чтобы это не происходило совсем уж без повода (sine causa)… И директиве Клинтона 1995 года, войне с Террором, есть прецедент в Риме. Это война Помпея с пиратами. Римская республика не знала, что делать с морскими разбойниками. Они были слишком сильны и многочисленны, чтобы бороться с ними по обычным правовым процедурам Города. И не были государством, чтобы вести с ними войну… Да и местные правозащитники (пересчитывая пиратские денежки) наверняка утверждали, что пиратство – это красивый национальный обычай, от которого те не откажутся, ибо неполиткорректно требовать отказа от идентичности… Гордиев узел разрубил народный трибун Авл Габиний, предложив в 67 г. до н.э. Lex Gabinia, он же Lex de piratis persequendis. По этому закону Помпей получил чрезвычайные полномочия для преследования пиратов по всему Средиземному морю и на 75 вёрст вглубь суши. К работе весной приступили 500 либурн, 5000 всадников и 120 000 пехотинцев. На операцию было выделено 144 миллиона сестерциев. К лету акватория была зачищена и торговые корабли пошли разными путями, но всегда во благо тому народу, что находился в центре мир-экономики…
Но есть ещё одно, крайне важное, исключение. Proscriptio! Корнелиев закон (83 г. до н.э.) исключал наказание за убийство тех, кто попал в проскрипционные списки, тех, кто обречён был на смерть и лишение имущества волей диктатора Суллы. Вот и всё – времена сошлись… Чем «drone-kill policy», бессудная ликвидация граждан, отличается от внесения в проскрипционные списки? А ничем… Ораторы Рима могли драть глотки сколько угодно, но армия наёмников (граждане, по реформе Мария, от призыва были освобождены) будет лояльна к своему полководцу, который, как Сулла, легко поймёт, что Рим штурмуется так же, как и любой иной город… А теперь технология исключает из сферы войны людей вообще. Да, MQ-1 Predator дорог, четыре мегабакса за штуку, 2,38 гигабакса за программу (а новые Hellfire Romeo – ещё 94 000 долларов за штуку). Но его создатели использовали детали традиционного пилотируемого авиапрома, пользовались примитивной цифровой техникой. А ведь можно воспользоваться компьютерами за один доллар. Можно употребить микросхемы, самовосстанавливающиеся после повреждений.
Можно подойти к оружию так же, как подходят к коммерческому космосу, — дешевле и эффективней. И против таких систем не поможет ни «хорошо устроенная милиция», ни «право народа хранить и носить оружие», ни дискуссии республиканцев с демократами… (Разве что народ сам обзаведётся дронами, как в «мирном» цикле фантаста Вернора Винджа!) Римским легионам и флотам противостоять было невозможно, и в результате Сулла Счастливый был волен пополнять проскрипциями казну, не забывая и о себе сотоварищи (Помпей Великий выдвинулся именно как его приспешник). Технология дронов неизбежно перекорёжит не только военное дело, но и правовую систему общества – холодное железо (или тёплый кремний) всегда превосходит все гуманитарные ухищрения… Не зря же директором богатейшей разведки мира поставлен человек, ассоциирующийся (может, субъективно?) с применением дронов.