Ноябрьская новость о том, что ФАС России собирается расследовать деятельность опсосов на «коротких» номерах так и не была реализована. «Большую тройку» вежливо пожурили, немного «попинали», но даже не штрафанули. Остается только защищать себя самим от множества «подстав» на рынке VAS.
Каждый месяц каждый из операторов связи обрабатывает примерно 5-7 тыс. обращений недовольных пользователей. Большинство их связано в тем, что пользователей обманули одним из сотни методов мошеннических действий, которые есть на рынке VAS. При этом, операторы связи, если верить релизу ФАС уже ни в чем не виноваты. Оказывается, они «разработали и разместили на своих официальных сайтах порядок (условия) оказания дополнительных информационно- справочных и развлекательных услуг, включающий, в том числе, способы заказа таких услуг, порядок и способы отказа от них, а также порядок предъявления претензий». То есть описали правила игры и даже обязуются их исполнять. На самом деле — в этой ситуации туча пробелов.
Пока что история взаимоотношений сотовых операторов и ФАС в России напоминает мне симбиоз — одни без другого никак не могут. И наоборот. Операторы делают вид, что соблюдают российские законы, а ФАС, как только замечает ну совсем уж неприличное нарушение, шлепает этих самых нарушителей. Но не больно — исключительно в профилактических целях. Очень гуманно. Причем, никто ситуацию менять не хочет. Например, о том, как операторы подключают пользователям услуги практически насильно я рассказывал вот здесь. И что, ситуация с тех пор изменилась? Вряд ли. Многие услуги типа «гудка» до сих пор можно получить подключенными по умолчанию… на модемных тарифных планах! Дело доходит до того, что покупая новую SIM-карту продвинутый пользователь сразу отключает там множество дополнительных услуг — «выгодные» услуги интернет-доступа (конечно же «безлимитного»), пакеты предоплаченных сервисов, всевозможные «мелодии на звонок» и т.д. По какой-то причине ФАС не хочет запретить оператору подключать пользователям «пробники» с последующей абонентской платой при покупке SIMок.
Но это — мелочи. Коллеги в ФАС явно не захотели разбираться в сути претензий абонентов сотовой связи к своим подрядчикам-операторам (только в рамках «расследования» на каждого оператора пожаловались по две сотни раз). Например, стороной обошли голосовые номера с премиум-тарификацией, о которых мы тоже неоднократно писали. Короткий пример — в российских сотовых сетях весьма значительное число двойных и даже тройных абонентов сотовой связи, благо в терминала dual sim недостатка на рынке нет. А кто-то просто носит с собой пару телефонов. Так вот если набрать четырехзначный номер службы поддержки и спутать при этом оператора — можно сразу же «попасть на деньги». Вот билайновский телефон службы поддержки 0611, набранный в сети «МегаФон» или МТС обойдется пользователю либо в 76 руб. за минуту разговора, либо его перекинут на «голосовой портал 0770», где нам предлагают подключить кучу бесполезных услуг за дополнительные деньги Справочный номер 0890, по которому бесплатно звонят абоненты в сети МТС, в сети «МегаФона» будет стоить 59 руб. — организацию поддержки этого номера взяло на себя некое ООО «АнжеЛик». А номера 0500 (поддержка в сети «МегаФона») или 0611 (в сети «ВымпелКома») в МТС перекинет нас на уже упоминавшийся «голосовой портал». В сети «Билайн» для номеров 0500 и 0890, правда «ничего не найдено» — ну и то хорошо.
Но «покопаться» в этом в ФАС не захотели. Например, при звонке на платную линию никто не заставляет их организаторов озвучивать сумму стоимости каждой минуты СРАЗУ после приветствия. То есть не просто «Звонок платный», а конкретно сколько он стоит: 50-70 -90-150 рублей в минуту. Кроме того, на префиксах, которые слишком уж напоминают службы поддержки у конкурентов, никто не акцентирует внимание абонентов о том, что это платная линия. Кроме того, ни один опсос не ставит фильтр на предмет ошибочных вызовов. А необходимо, чтобы после озвучки стоимости вызова и сакраментальной фразы «вызов платный» пользователю задавался бы четкий вопрос — «хотите продолжить? если да — нажмите 1». Тогда клиент точно знал бы на что он соглашается и сколько это стоит. Считаете, что все это мелочи? Конечно — на миллионы долларов в год.
Не особенно замечают в ФАС и SMS-спам, который связан с сервисами сомнительного качества. Точнее так — замечают только если есть конкретные обращения пользователей, ответить на которые они обязаны в течение месяца. В настоящий момент я жду, что мне напишут в ответ на мое обращение 3317-ЭП/13 от 17.01.2013 г. по поводу SMS-спама в сети МТС от компании ООО «Разумные игры» (генеральный директор Максим Доронин), который случился в январе этого года. Максимальный штраф, который может быть в том отношении — 500 тыс. руб. для организатора рассылки, но он применяется редко. Даже к спамерам из «Русспортфинанс», которые таким сомнительным образом приглашали пользователей в SMS-лохотерею под брендом Универсиады в Казани были применены более нежные санкции (они их оспорили в суде, но проиграли). Понятно, что термин SMS-спам будет расшифрован только в новом ФЗ «О связи», но ФАС вполне может инициировать хотя бы через Госдуму РФ рассмотрение вопроса о блокировке массовых незаказанных сообщений, которые перелетают из одно сотовой сети в другую.
Вот например тот же январский спам с лохотереями типа sms-bmw.ru и sms-solaris.ru. Знаете какой кривой путь отправки был у него? Цитирую систему защиты спамеров. Итак: «рассылка SMS по заказу ООО «Разумные игры» проводилась ООО «МобиВижн» на основании договора с агентством SMS-маркетинга ООО «ПОИНТС ЛАБ» без согласования как со стороны ООО «Пластик Медиа», так и со стороны операторов сотовой связи». И это все у них прошло. То есть Пластик Медиа, который обеспечил себе прямой доступ к SMS-шлюзу «ВымпелКом» смог спокойно разослать спам и сотрудники оператора связи даже «не почесались». Кстати, еще больше спама ушло через Смартс — известного спамера в масштаба всей России. Но почему-то эти хитрые методы распространения незаказанной рекламы никак ФАС не заинтересовали.
Благо, отреагировали операторы связи. Первым (правда после длительных нравственных терзаний) — «МегаФон», разместив на своем сайте новость, в которой констатировал, что «в период со 2 по 5 января контент-провайдером ООО «Пластик Медиа» на номера абонентов «МегаФона» была осуществлена массированная спам- рассылка. Сообщения с признаками возможного мошенничества рассылались через СМС-центр компании «Вымпелком» с подстановкой символьных имен SMS-BMW, SMS-SOLARIS…. рассылка была прекращена, все короткие номера контент-провайдера заблокированы, а абонентам, отреагировавшим на поступившие сообщения, потраченные денежные средства были возвращены в полном объеме. С 1 февраля 2013 года все договоры между ОАО «МегаФон» и контент-провайдером будут расторгнуты». Отлично и весьма оперативно. Нечто подобное не ответили и официальные представители МТС — «в настоящий момент мы решаем вопрос с расторжением договора [с компанией «Пластик Медиа»] и урегулированием претензий». Видимо, и здесь все случится аналогичным образом. Правда, операторы так и не смогли ответить на вопрос какой договор был с «Пластик Медиа» разорван. Мы проверили раздел «Услуги на коротких номерах» компании «МегаФон» — словосочетания «Пластик Медиа» на сегодняшний день там нет: чувствительный удар для спамеров. А вот в списке МТС эта компания пока есть. «ВымпелКом» только оштрафовал «Пластик Медиа» да и то только потому, что «услуги, предоставляемые на коротком номере, не соответствует услугам, которые были согласованы оператором в рамках договора между провайдером и оператором». Поэтому и только поэтому «работа викторины по указанному короткому номеру прекращена».
Кстати, в конце января в «ВымпелКом» запустили интересный сервис информирования оператора связи о SMS-спаме — можно форварднуть то, что вы получили по SMS на короткий номер 007. Сюда «можно перенаправить полученные смс как с коротких, так и федеральных номеров, если есть подтверждение или подозрение, что они могут являться попытками противоправных действий провайдеров или частных лиц». Я отправил туда несколько таких смсок, но реального ответа о том что было сделано со спамерами нет. Это, как я понимаю, добавка к антиспам-системе оператора связи: фильтрация на уровне «разумных пользователей»? 🙂
Итак, казалось бы — благодать. Спамеры (в частности, г-н Доронин со своим ООО «Разумные игры») наказаны, штрафы наложены, провайдеры отшлепаны. А толку? Все дело в том, что в сотовых сетях нет своего списка запрещенных проектов, которые не могут там существовать. Точнее так — запрещена открвоенная порнуха и политические проекты. А все остальное, что находится в пограничной зоне — разрешено. Например, всем известные подписки на получение совершенно бесполезной информации — их отрегулировали только по схеме, но по смыслу. А все потому, что с точки зрения оператора, это идеальный сервис — абонент один раз говорит «я согласен» получать всевозможную глупость по SMS и платит за это каждый день, неделю или, реже, месяц. Никаких ежедневных подтверждений от него вроде бы не надо. А вот чтобы от этого «счастья» отписаться – ему надо побегать. Для абонента это совсем другое — чаще всего на подписку он «попадает» по невнимательности.
Что теперь гарантирует ФАС? Оказывается, утвержден порядок получения и отказа от дополнительных информационно-справочных и развлекательных услуг. Состоит он из четырех пунктов.
1. Абонент, просматривая сайты, на которых опубликована информация о возможности получения услуги по «подписке», находит интересующий его сервис и осуществляет действия по выбору интересующего его контента.
2. Для получения доступа к сервису контент-провайдера абонент перенаправляется на лендинговую страницу оператора связи (там должна быть стоимость подписки, логотипы оператора связи, условия предоставления сервиса), где вводит свой номер телефона и инициирует отправку SMS-сообщения с кодом для активации услуги.
3. Абонент получает SMS с кодом на свой мобильный телефон и вводит его в соответствующее поле на лендинговой странице и активирует подписку. При этом абоненту напоминается, что вводом кода он активирует платную подписку и сообщается стоимость услуги. Если абонент оставляет SMS с полученным кодом без ответа и не вводит код в соответствующее поле на лендинговой странице, то подписка не активируется.
4. Абонент получает SMS-уведомление об активации услуги «подписки» с указанием стоимости услуги и порядком отключения услуги.
Ну, хорошо, если так. Кроме того, теперь «все жалобы, претензии и споры, связанные с оказанием дополнительных информационно-справочных и развлекательных услуг, рассматриваются операторами связи». То есть оператор больше не вправе рассказывать вам «позвоните контент-провайдеру». Операторы call-центров должны сами решать эти вопросы. Хорошо, если так случится.
Но вопрос в контент-наполнением остается. Например, те же лохотереи которые раньше проводили сами опсосы, а теперь такие совершенно бесполезные проекты реализуют «придворные» контент-провайдеры. «Это как наперсточники в торговом центре – вроде все законно, а некоторые сотрудники торгового центра, которые ответственны за аренду, говорят о том, что «и эти парни нам приносят денег». Тем более, что лохотереи — куда как выгоднее любого другого незаконного бизнеса, поскольку это организовано с помощью коррупционных схем внутри самих опсосов (обычно на федеральном уровне)».
В этой связи ФАС давным-давно пора, вместе Минкомсвязи, подумать над организацией «черных списков» сервисов контент-провайдеров, которые должны быть запрещены для реализации в сетях сотовой связи. Причем, должны быть запрещены как названия, так и наполнение сервисов. Кроме того — их схемы реализации. Это будут, конечно, не «черные списки РУнета», но вполне действенный механизм для запрета мошеннических и пограничных схем рынка VAS, на которые приходится до пятой части его доходов в масштабах всей страны. Думаю, что добавить сюда стоит и список всех мошенников, которые действуют на рынке связи — бесполезных контент-менеджеров, руководителей фирм-однодневок которые обслуживают мошеннические сервисы. Чтобы у опсосов был формальный повод не работать с такими людьми.
Ну и стоит подключится регулятору — давно стоит. Во-первых, необходимо все платные услуги сделать отдельными типами сервисов и не подключать их «по умолчанию» на SIM-карте клиента. Захочет — сам подключит с помощью USSD-запроса или SMS-команды. Но тогда не будет говорить, что типа «не знал». Во-вторых, необходимо реализовать дополнительный и отдельный от основного счета мобильного телефона, счет для оплаты контент-сервисов. У тех самых обычных, простых абонентов, кто не захочет играть в такие «игрушки» просто не будет счета в подобных системах. А вот завести его можно будет только с помощью отдельного визита в офис оператора связи. По сути, «выбивается» кормовая база мошенников.