Digital Domain: что именно произошло со студией, победившей Uncanny Valley?

Компания Digital Domain Media Group на прошлой неделе неожиданно объявила о своём банкротстве и подала петицию о защите от требований кредиторов по статье 11 Кодекса о банкротстве США. Новость откровенно скандальная, как и обстоятельства этого финансового краха. Увольнение всех сотрудников без предупреждения и долг в 200 млн долларов — и это происходит с компанией, ассоциирующейся с производством визуальных эффектов для таких фильмов, как «Аватар», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Куда приводят мечты», «Я, Робот», «Пираты Карибского моря: на краю света», «Трон: Наследие» и «Трансформеры». Как? Почему?

Джеймс Кэмерон
Произошедшее можно сравнить с известием о том, что какой-нибудь изобретатель, создавший двигатель, благодаря которому полёты на Луну сделались вполне рядовым событием, умирает в нищете. На самом деле, вся история выглядит одновременно сложнее и проще.

Разорилась Digital Domain Media Group — головная структура, объединяющая две студии — Digital Domain Productions, Inc. (это ядро) и Tradition Studios — и школу Digital Domain Institute, учреждённую в партнёрстве с Университетом штата Флорида.

По факту свернула деятельность именно головная структура; распущена также Tradition Studios, сотрудников которой отправили паковать чемоданы без предупреждения. Digital Domain Productions, Inc. (далее DDPI) пока что продолжает работать, но ей предстоит сменить владельца. Именно DDPI и была — и остаётся — ядром всего разваливающегося конгломерата.

Студия Digital Domain была основана в 1993 году режиссёром Джеймсом Кэмероном, одним из величайших в мире специалистов по визуальным эффектам Стэном Уинстоном и бизнесменом и управленцем Скоттом Россом, проработавшим её исполнительным директором с 1993 по 2006 годы.

Если Джеймс Кэмерон в особых представлениях не нуждается, то скончавшийся в 2008 году Стэн Уинстон — фигура куда менее публичная и потому менее известная. Между тем в Голливуде это личность легендарная.

В 1982 году заработал первую номинацию на «Оскар» за малоизвестную в России фантастическую комедию «Heartbeeps», а в 1984 году прославился на весь Голливуд эффектами для фильма Джона Карпентера «Нечто» («The Thing»). Следующие его крупные достижения оказались связанными с именем и работой Джеймса Кэмерона — «Терминатор» (1984), «Чужие» (1986). Визуальные эффекты в культовом «Эдварде Руки-Ножницы» Тим Бёртона также выполнены Уинстоном и его командой.

Своего первого «Оскара» Уинстон заработал на «Чужих» (в том числе за создание королевы чужих), а два следующих — на «Терминаторе-2», где в изобилии использовалась компьютерная графика невиданного доселе уровня качества.

http://www.youtube.com/watch?v=eajuMYNYtuY

В дальнейшем Уинстон успел поработать над созданием третьего и четвёртого «Терминаторов». Премьеру последнего Стэн Уинстон уже не застал: 15 июня 2008 года он умер от рака крови. Не застал он также премьеры «Аватара», над которым работал вместе с Кэмероном, и ещё четырёх фильмов, к созданию которых был причастен, — их премьеры состоялись в 2009-2010 годах.

Скотт Росс долгие годы был генеральным менеджером в ILM Джорджа Лукаса, и его управленческий опыт в области визуальных эффектов позволил ему более-менее успешно руководить Digital Domain до середины 2000-х.

Майкл Бэй
К сожалению, в период работы над «Титаником» Росс поругался вусмерть и с Кэмероном, и с Уинстоном. Кэмерон пытался заставить Digital Domain работать на себя сверхурочно, что едва не привело (тогда уже!) фирму к разорению.

«Титаник» стал мегахитом, но после его премьеры в 1998 году Кэмерон и Уинстон покинули совет директоров Digital Domain, продав свою долю инвестфирме Bay and Wyndcrest Holdings, совладельцем которой является режиссёр Майкл Бэй («Армагеддон», «Перл Харбор», «Трансформеры»), который до сих пор является её совладельцем.

Оставшись в одиночестве, Скотт Росс управлял Digital Domain до 2006 года, а затем продал Бэю и свою долю тоже.

В 2009 году Digital Domain Media Group создаёт дочернее предприятие Tradition Studios, задачей которой было создание спецэффектов для «семейных» кинофильмов и CG-мультфильмов. На 2014 год было намечено создание анимационного фильма «Легенда Тембо», но теперь его судьба, мягко говоря, туманна.

Одним из самых нашумевших проектов Digital Domain последнего времени стало создание «голограммы» покойного рэппера Тупака Шакура («Компьютерра» писала про это ещё летом). Специалистам Digital Domain удалось создать чрезвычайно «жизнеподобную» CG-анимацию музыканта, погибшего двадцать лет назад. С технологической точки зрения это была очередная победа над пресловутой «Uncanny Valley».

«Зловещая долина» — эффект, когда искусственный образ в плане сходства уже вплотную приближается к образу естественному, но в силу каких-то мелких и не сразу очевидных изъянов вызывает у зрителя инстинктивное отторжение. В случае с Тупаком надо было долго приглядываться, чтобы понять, что образ рэппера на сцене фестиваля Coachella — искусственный. Да и то понять это можно исключительно по освещению фигуры музыканта.

http://www.youtube.com/watch?v=TGbrFmPBV0Y&feature=player_embedded

С этической точки зрения этот проект вызывал массу вопросов. Но сейчас они к делу не относятся.

Несколькими годами раньше Digital Domain удалось одержать значительно более существенную победу над Uncanny Valley — в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона» они создали, казалось бы, полностью реалистичный цифровой образ человека, чего раньше не мог сделать никто.

Напомним: Бенджамин Баттон в фильме — это человек, «стареющий наоборот». При рождении он имеет облик 80-летнего старика; чем старше он становится, тем моложе выглядит и моложе себя чувствует. За спецэффекты фильма, совершенно незаметные, если не знать, в чём именно соль, Digital Domain получили и «Оскара», и премию BAFTA. Помимо трёх «Оскаров» (кроме спецэффектов — за работу художников и грим), «Баттон» удостоился ещё десяти номинаций.

И вот со всем этим послужным списком да в трубу? Что ж, у бизнеса свои законы. Проблемы компания испытывала давно, ещё в июне 2012 года долги всего конгломерата Digital Domain Media Group превысили его капитализацию.

И вот теперь DDMG объявила, что в рамках реорганизации намеревается продать Digital Domain Production, Inc. инвестфирме Searchlight Capital Partners — всего за 15 миллионов долларов. Сделку ещё должен одобрить суд. Tradition Studios закрываются. Судьба Digital Domain Institute туманна.

Уволенные сотрудники подразделений DDMG (общим числом 320 человек!) решили попытаться «слупить» с разорившейся компании причитающиеся им деньги — уже хотя бы за то, что их выставили вон без предупреждения. Пока, правда, только одна сотрудница подала иск в суд, требуя выплаты за 60 дней, — но зато хоть для всех бывших работников компании.

В сообществе российских специалистов по CG в Facebook известие о закрытии DDMG прокомментировал её бывший сотрудник (и наш соотечественник), который сообщил, что, как только стало известно о банкротстве, во Флориду рванули представители других VFX-студий со всей страны в надежде рекрутировать оказавшихся на улице специалистов. Хотелось бы верить, что у них всё будет благополучно.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях