Министерство земли, инфраструктуры и транспорта Японии планирует ввести в эксплуатацию систему управления автомобилями без участия водителей к 2020 году. Концепт предполагает создание в крупных городах нескольких автомагистралей, движение на которых будет возможно в автоматическом режиме. На автомобили (а в отдалённой перспективе – и на весь транспорт) будет устанавливаться дополнительное оборудование, позволяющее дистанционно управлять ими и отслеживать в режиме реального времени параметры движения.
Согласно представленной идее, автомобилист сначала доезжает до ближайшей автомагистрали нового типа в режиме ручного управления. Затем он вводит адрес пункта назначения и переключается на автопилот. С этого момента всё управление осуществляется средствами централизованной системы. Она постоянно анализирует дорожную ситуацию и регулирует характер движения каждого автомобиля так, чтобы удерживать параметры всего транспортного потока в оптимальных пределах.
Незадолго до прибытия в конечную точку маршрута возвращается ручное управление, чтобы отдохнувший за время пути водитель самостоятельно доехал до конечной точки вне скоростной магистрали.
Способы кардинальной борьбы с проблемами дорожного трафика принимают уже вполне зрелые формы. Чтобы машина не натыкалась на препятствия и «осознавала» своё место в общем потоке, в общем случае ей потребуется спутниковая система навигации, несколько камер, радаров и дальномеров.
Оснастить автомобиль таким набором вполне можно и сейчас, поэтому за пальму первенства в этой области борются автопроизводители и компании ИТ-сектора. Основными же проблемами остаются непредсказуемость поведения машин, управляемых вручную, и психологическая неготовность доверить свою жизнь автоматике.
Общее направление развития средств управления автомобилем без участия водителя ещё не сформировалось. Каждый игрок пытается сделать ставку на свои ноу-хау и не заинтересован в унификации.
Система Volkswagen TAP и её аналог у BMW пока являются скорее ассистентами водителя, нежели полноценными автопилотами. Китайский Hongqi HQ3 обходится вовсе без GPS и ориентируется по ситуации. Электромобили ULTra PRT без водителей развозят пассажиров в аэропорту Хитроу, но при этом узкоспециализированы…
Похоже, дальше всех в реализации идей автопилота продвинулась компания Google, чьи машины на протяжении двух лет зарекомендовали себя настолько безопасными, что в начале года им разрешили пройти испытания на обычных дорогах в штате Невада.
Гугломобили обеспечивают хороший уровень автоматического управления даже в режиме оффлайн, опираясь только на показания собственных приборов. В то же время, поскольку движение наиболее эффективно регулируется централизованно, более рациональным подходом выглядит оснащение машин не столько производительными бортовыми компьютерами, сколько устойчивым каналом связи с центральным сервером управляющей системы. Любопытно, что в США и Японии звучат одинаковые прогнозы о появлении автоматического управления транспортом к 2020 году.