Первые поисковики представляли собой подобие юниксовской команды grep, работающее в масштабах интернета. На входе они получали строку, а на выходе давали список известных им страниц, которые содержат эту строку. Но это было давно. Теперь всё гораздо сложнее. Последнее поветрие: поисковики пытаются отыскать не просто ссылку, а сразу готовый ответ.
23 мая «Яндекс» объявил о запуске новой функции. Вот как она описана в пресс-релизе компании:
Теперь пользователи могут мгновенно получить ответ на свой запрос — ещё до того, как полностью наберут его в поисковой строке. Например, так легко узнать код Переславля-Залесского или высоту Эвереста. Сервис работает и в «большом» поиске, и в мобильной версии для смартфонов с сенсорным экраном.
Цифры и факты появляются в подсказках по русскоязычным запросам, на которые можно дать короткий однозначный ответ. Сейчас у Яндекса есть готовые ответы на самые часто задаваемые запросы по наиболее популярным темам. Это коды стран и городов, столицы, валюты, химические формулы, имена писателей и другие темы. Так, любители кроссвордов могут быстро выяснить, кто режиссер «Титаника», а школьники — узнать глубину Марианской впадины.
«Если раньше подсказки просто ускоряли ввод запроса, то теперь они могут сразу дать ответ. Это особенно удобно, если вы пользуетесь поиском с мобильного. Ответы в подсказках продолжают программу «Интентный поиск» и решают задачу пользователей, которым нужен конкретный факт. Список фактов мы будем постепенно расширять», — говорит менеджер проекта Зоя Морозова.
Функция действительно действует, хотя и довольно избирательно. Познания «Яндекса» ограничены самыми простыми и известными фактами и персонажами, что делает подсказки не настолько полезными, как хотелось бы. Впрочем, школьники будут в восторге: готовая шпаргалка для экзамена! И как вовремя — в конце мая!
Это не первый опыт «Яндекса» в этой области. Компания давно изобрела специальное слово «колдунщик«, которое обозначает специальные результаты, представляющие собой не ссылку на сайт, а готовый ответ или мини-приложение, помогающее его узнать.
За неделю до яндексовского анонса Google запустил в американской версии поисковика функцию под названием Knowledge Graph. Назначение сходное, реализация, впрочем, совершенно иная. Для запросов, которые касаются важных людей (и современников, и исторических деятелей), мест или произведений искусства, справа от традиционных результатов поиска выводится таблица, в которую сведены основные факты: дни рождения и родственники для людей, население и достопримечательности для городов и т.д. Под таблицей перечислены запросы, которые, как кажется Google, имеют отношение к искомому объекту.
Интересно, что блок Knowledge Graph помещён на то самое место, где обычно находится контекстная реклама. Впрочем, это легко объяснить: запросы, ответы на которые известны Knowledge Graph, редко привлекают рекламодателей.