Когда глава Facebook Марк Цукерберг объявил, что его компания купит стартап Instagram за миллиард долларов, многим это показалось чуть ли не сумасбродством. Хоть этот гибрид фотоприложения и социальной сети и популярен, но не перебор ли это — платить такую сумма за фирму из 13 человек, не заработавшую за неполные два года существования ни доллара и только тратившую деньги, вложенные в неё инвесторами? Этот вопрос заинтересовал многих, и выясняющиеся со временем подробности сделки дают повод для того, чтобы ответить на него отрицательно.
Во-первых, Facebook был не единственным потенциальным покупателем. Как сообщает газета New York Times, основатель Instagram Кевин Систром вёл одновременные переговоры с Twitter. Поскольку Twitter по духу куда ближе к Instagram, чем Facebook, такой союз был бы куда более логичным. Во-вторых, как удалось выяснить изданию Business Insider, Систром изначально запросил аж два миллиарда долларов, и Цукербергу, похоже, ещё удалось неплохо сторговаться.
Однако миллиард долларов был отдан вовсе не за саму программу. Конечно, технически Instagram заслуживает всяческих похвал, в частности за стабильность: несмотря на рост до 30 миллионов пользователей, серверы компании работали практически безотказно. Но главная ценность в данном случае — это сами пользователи.
Журнал Wired провёл небольшое исследование, посчитав, сколько в разные времена было заплачено за различные социальные сервисы и сети при их покупке крупными компаниями. На получившемся графике отчётливо видно, что Instagram не только не рекордсмен, но по соотношению суммы сделки к числу пользователей в некоторых случаях уступает другим в десятки, если не сотни раз.
По подсчётам Wired, «цена пользователя» Instagram получается в районе 28,5 долларов, тогда как абсолютный рекордсмен по этому показателю — хостинг персональных страничек Geocites, проданный Yahoo за 3,5 млрд долларов. Каждый из его пользователей принёс бывшим хозяевам компании аж 830 долларов.
Где Instagram безусловно лидирует, так это в сравнении соотношения суммы сделки к числу сотрудников. Почти 77 миллионов долларов на человека — абсолютный рекорд.