Оказывается, энергопотребление — это серьёзная проблема не только для мобильных устройств, вынужденных беречь каждый ватт, чтобы растянуть заряд батарейки хотя бы на сутки. Гигантские дата-центры, в которых хранится и обрабатывается информация Google, Facebook и других сетевых гигантов, испытывают те же самые трудности, но на другом уровне. Без экономии они способны поставить на колени энергосистемы целых регионов.
Вот свежее подтверждение этого малоизвестного посторонним факта: новый дата-центр, который крупнейшая социальная сеть Facebook строит в округе Крук американского штата Орегон. Мощность первой его очереди составит 28 мегаватт. При этом до появления дата-центра весь округ Крук целиком, все люди и компании, которые в нём находятся, обходились 30 мегаваттами. То есть приход Facebook удвоил энергопотребление округа.
Google не отстаёт: в 2011 году суммарная мощность всех дата-центров Googlе оценивалась в 220 мегаватт. Если знать об этом, новости об интересе технологических компаний к альтернативной энергетике перестают казаться странными. Вообразите, какие счета за электроэнергию им приходится оплачивать. Солнечные батареи или ветряки, подпитывающие хотя бы малую часть из 900 тысяч серверов Google, означают уменьшение расходов на миллионы долларов.
У этой проблемы есть другая сторона: HTTP-запросы вовсе не так бесплатны и невидимы, как кажется. Генерация каждой страницы с результатами поиска Google приводит к выбросу в атмосферу от 0,2 до 7 граммов углекислого газа (различные источники дают различные оценки). Футуролог и писатель Брюс Стерлинг очень верно сформулировал, что происходит, ещё десять лет назад: «Всякий раз, когда мы нажимает на кнопку Enter, нам следовало бы представлять облачко дыма, поднимающееся над монитором».