Если вы застали начало нулевых, то помните, как много было рассуждений о природе интернет-пиратства (оно же пиратство цифровое, компьютерное). Тогда с ним ещё не столько боролись, сколько пытались понять и, возможно, оправдать. После на первое место вышла борьба, но тем приятней вспомнить сейчас старую дискуссию, продолженную на новом фактическом материале: анализируя проблему нелицензионных ибуксов, исследователи наткнулись на неожиданные факты, приведшие — сюрприз! — к пятнадцать лет назад сформулированным выводам.
Начало нулевых было чудесным временем: рынок цифрового медиаконтента только вставал на ноги. До того «пиратили» главным образом софт. И вдруг оказалось, что проблема актуальна и для музыки, и для фильмов, и для электронных книг тоже. Но что заставляет людей становиться пиратами? В те годы доминировали две точки зрения на этот вопрос, плюс третья, находившаяся на стадии предположения, поскольку проверить её тогда не представлялось возможным.
Первая — и самая популярная — версия сводилась к цене: мол, нелицензионные копии делают те люди, которые не могут себе позволить лицензионный контент. Отсюда, кстати, и представление о среднестатистическом пирате как подростке, живущем на родительские деньги.
Вторая версия строится вокруг патологической страсти большинства к халяве. Пиратами становятся просто потому, что могут! Так что пиратов не убеждать или штрафовать нужно, а лечить. Возможно, принудительно.
Наконец, когда средства цифрового управления правами (DRM: вы скачиваете, скажем, книгу, и она оказывается привязана к конкретному устройству, а когда перестаёте платить за аккаунт у продавца, книга вовсе исчезает) начали портить кровь потребителям, появилась третья версия. Суть её в большем удобстве пиратских копий, а точнее — неудобстве копий лицензионных. «Пиратками», которые ничем не ограничивают свободу действий, просто удобней пользоваться. И это, вообще говоря, был прорыв в понимании, оказавший значительное влияние на рынок: iTunes, например, строился с прицелом прежде всего на удобство использования, чему, вероятно, своей популярностью и обязан.
Несмотря на разнообразие теорий, вплоть до последнего времени доминировала первая версия — на пиратов как молодёжь, ещё не устроившуюся в жизни и потому не могущую себе позволить тратиться на цифровой контент. Но тут мы и подходим к исследованию пиратства ибуксов, за которым стоит, в частности, Nielsen. Они поступили необычно: сосредоточились только на совершеннолетней аудитории.
Следуя классике, логично было предположить, что распределение будет тяготеть к младшему возрасту. И это первая большая ошибка! Среди совершеннолетних пользователей, не брезгующих нелицензионными цифровыми книгами, доля возрастов до 30 лет составляет меньше половины. Основная часть пиратского контента потребляется возрастной категорией от 30 до 44 лет.
Но это не все сюрпризы. Составив портрет среднестатистического совершеннолетнего пирата ибуксов, исследователи получили прилично зарабатывающего, с высшим образованием, не боящегося экспериментов человека: книги он получает не только с торрентов и локеров, но и меняясь с друзьями через мессенджеры, и даже скупая на интернет-толкучках.
Но откуда такая картина? Почему образованные, успешные, явно состоявшиеся в жизни люди предпочитают красть, вместо того, чтобы покупать? Ведь цена для них явно не проблема! Одного простого ответа на этот вопрос нет, исследователи приводят несколько вариантов, ранжированных по популярности — и если вы помните старую дискуссию, они не будут для вас неожиданными.
Двое из трёх пиратов называют причиной удобство пользования нелицензионным контентом: его быстрей получить, с ним легче обращаться, меньше можно задумываться о хранении. Лишь один из двух называет причиной дешевизну — имея в виду, впрочем, дороговизну ибуксов, которые стоят подчас столько же, сколько и бумажная копия. И больше чем каждый третий пеняет на скудный ассортимент у официальных продавцов: найти нужную книгу не всегда и не везде возможно.
Увы, хоть популярность пиратства среди людей взрослых неожиданна, приводимые ими аргументы классические: все они были сформулированы и обсуждены ещё в нулевых. Но в том, что они актуальны до сих пор, вина не только и не столько продавцов, которых традиционно прежде всего обвиняют. Продавцы ведь связаны договором с правообладателями, а тем по-прежнему не нравится идея выпуска цифрового контента без DRM, как и по слишком низкой цене (радикальные эксперименты Amazon с ценами вызывали скандал), а ещё не со всеми правообладателями удаётся договориться, отчего страдает ассортимент.
Так что хоть новые подходы к решению проблемы пиратства ищутся (в последнее время популярна идея психологического давления: не столько преследовать, сколько припугнуть последствиями — мол, «пиратка» может быть небезопасна для компьютера, да и «прийти за вами» тоже могут), пока первопричина — цена, неудобство, скудный прилавок — не устранена, проблема продолжит существовать.
И это подтверждает главный вывод, озвученный также ещё в начале нулевых: пиратство — не порок, а вынужденная мера. Если производители ухитрились сделать продукт неудобным, чего же пенять теперь на психологию потребителей или скупость? Поразительно, что медиаиндустрия ухитрилась испортить даже такую простую вещь, как книга! Вольные библиотеки существуют десятилетиями (знаете «Проект Гутенберг»? Да и наша «Библиотека Мошкова» по возрасту почти сравнима с WWW), у них миллионы читателей, так почему нельзя было воспользоваться накопленным опытом? Что мешает? Жадность?
Ну а что же «идейные» пираты? Те, которые считают ненужным платить за книги, которых не переубедишь ни ценой, ни удобствами? Таких среди совершеннолетних всего 17%. И хоть статистики, чтобы подтвердить догадку, у меня нет, лично мне кажется, что за пятнадцать лет их стало меньше. Каждый шестой. Ерунда. Дешевле просто не замечать, чем с ними бороться!
P.S. Использованы графические работы Daniel Sancho, Thomas Leuthard.