Скандал с самовозгорающимися смартфонами Samsung Galaxy Note 7, полыхавший на протяжении всего сентября, а в последние дни (уж простите за мрачную тавтологию) разгорающийся с новой силой, на первый взгляд — результат неосмотрительности самой Samsung. Она торопилась, торопила партнёров, вот и получила по заслугам.
Но не пробовали ли вы, хотя бы в качестве разминки для ума, допустить, что южнокорейский гигант не виновен? Что ожоги и пожары — результат хорошо подготовленной диверсии против одного из крупнейших мировых производителей бытовой электроники? Я рискнул допустить и наслаждаюсь этим уже неделю: под таким углом происходящее не только заиграло новыми красками, но и поставило новые интересные вопросы.
Предыстория, вкратце, такова. Сразу после запуска Note 7 во второй половине августа, в западных СМИ стали появляться сообщения о перегревах и даже возгораниях телефона, с последствиями для пользователей и имущества. Горели они будто без всякой причины — и в карманах, и в руках, и на ночных столиках, дома и в гостиничных номерах, в самолёте и автомобилях, у детей и взрослых. Собственно, к текущему моменту насчитана почти сотня таких инцидентов и минимум две дюжины случаев, когда пострадавшие были вынуждены обратиться за медицинской помощью. Так что 21 сентября Samsung решилась отозвать проданные экземпляры и заменить их новыми, в которых неисправность, вызывавшая перегрев, вроде бы устранена.
Причину компания, кстати, так и не назвала, ограничившись туманным «проблема с батареей». Больше того, Samsung настаивала, что дефект присутствует лишь в незначительном количестве аппаратов, а не во всех 2,5 миллионах проданных. В любом случае проблемы это не решило. В последние дни один за другим стали гореть уже заменённые телефоны. Поэтому сегодня ночью глобально остановлены продажи и обмен Note 7, а также — по крайней мере временно — его производство. Эксперты предрекают, что возобновлено оно уже и не будет: Samsung либо вернёт Note на рынок в версии 8, либо вообще похоронит. Несмотря на значимость бренда (ведь именно Galaxy Note стал первым «плафоном», основателем категории смартфонов с очень большим экраном).
Нельзя сказать, что никто «Самсунгу» не сочувствовал. Происходящим не преминули воспользоваться мошенники: среди десятков инцидентов были несколько «подставных», когда телефон заставляли загореться (нагревая феном или индукционной плитой), в надежде то ли на славу, то ли на страховые выплаты. Но по мере того, как горели всё новые телефоны, улетучивались и сомнения в том, что Note 7 действительно имеет какой-то дефект. Отсюда запрет на перевозку его включённым (и тем более подзарядку) авиалиниями и лёгкость, с которой продавцы позволили его возвращать.
Но в чём же причина? Формально — в бракованной батарее. Со слов пресс-службы Samsung, литий-ионные аккумуляторы Note 7 перегреваются из-за редкого производственного дефекта: в процессе производства батарея была упакована слишком плотно, в результате чего иногда анод замыкает с катодом. Батареи она делает не сама, но назвать провинившегося поставщика отказалась, сославшись на то, что этим занимаются несколько компаний. Это, впрочем, и не важно, потому что в «исправленной» версии Note 7 стоит батарея уже от другого производителя, но и она всё равно горит!
Так что, вероятно, проблема не столько в батарее, сколько в неудачной конструкции телефона. Запускался он в страшной спешке. Bloomberg, опираясь на рассказы инсайдеров, восстановила удручающую картину того, как это происходило — и читать это реально тяжело (люди спали в офисах и т.п.). Note 7 ведь решили запустить как можно раньше (чтобы опередить в том числе iPhone 7), из-за чего давление на сотрудников и партнёров было огромным — и, конечно, могли быть допущены ошибки. В том числе конструкционные: например, по одной из версий, корпус слишком тесен для батареи.
Однако обращает на себя внимание и тот факт, что Samsung больше чем за месяц скандала так ничего и не объяснила. Все её контакты с прессой и пострадавшими — суть, отговорки: она не назвала ни имён, ни цифр, ни-че-го! И это само по себе странно, учитывая масштаб трагедии. Ведь история цифровой техники не помнит другого такого крушения. Пытаясь подобрать достойное сравнение, эксперты равняют его с Ford Pinto (пожароопасная конструкция, серия скандалов в 70-х годах) и «Тайленолом» (в 2010-м был отозван из-за неприятного запаха: тара «сочилась» паразитным химикатом; в результате были обнаружены грубейшие нарушения на производственной линии, выпускавшей в том числе препараты для детей).
И вот то, что компания «темнит», оказавшись уже не только виновником, а и жертвой беспрецедентного скандала, позволяет думать, что она не скрывает истинную причину, а попросту… не знает её! На ту же мысль наводит и отсутствие случаев воспламенения Galaxy S7 Edge — внутренне очень с Note 7 схожего и с батареей даже большей ёмкости (но почему-то не горящей).
Да, многие ставят случившееся в вину Samsung, призывая отказаться от покупок любых её телефонов в пользу других марок — хотите, вот вам новый «Айфон», хотите, вот даже чисто гугловский Pixel. Но давайте на минуту представим, что Samsung не виновата. Что у неё появился соперник, которому выгодно запятнать чужой имидж и который не побрезговал самыми грязными методами. Как он мог бы действовать?
Например подкупить сотрудников на сборочной линии или на упаковке, заставив вносить какие-то дефекты в батарею. Скажем, протыкать её иглой в определённом месте или подмешивать что-то в электролит. Я не специалист, но уверен, что варианты найдутся. Портить телефоны тысячами нет необходимости: как мы увидели, чтобы спровоцировать панику, достаточно десятков штук (тысячные доли процента от суммарного тиража). Соперником таким могла быть как другая корейская (были прецеденты!), так и китайская компания, а может быть и японская (где бизнес всё ещё живёт по «самурайскому» правилу: кто не «спрятался», я не виноват).
В таком случае стоит присовокупить к истории и другое интересное происшествие: у Samsung вдруг начали взрываться… стиральные машины! Это не шутка. В Штатах, как оказалось, недавно подан коллективный иск от жертв взорвавшихся «стиралок». Компания пока ограничилась рекомендацией стирать объёмные вещи на малых оборотах, но — каково совпадение?!
Поэтому окончательный сценарий представляется следующим. Таинственный соперник Samsung — не из азиатских тигров. Это западная компания, либо группа компаний. Ведь львиная доля происшествий случилась в Штатах и Европе. И, следовательно, цель акции: запятнать южнокорейский бренд на Западе, закрыть компании путь на европейский и североамериканский рынки. Тем более, что Samsung будет не первой, кому «ударили по рукам»: деловая Америка давно уже терроризирует, например, Huawei и даже добилась результатов (вспомните «Красное на звёздно-полосатом», «Красные идут!», «Красная жара-2»). Чем Samsung лучше?
Приняв эту версию в качестве основной, мы сразу объясним несколько ранее непонятных моментов. Например, становится ясно, почему Samsung давала такие туманные комментарии и почему решилась на первый обмен телефонов, а не остановила производство сразу: она действительно не знает в чём причина — и пока шпионы не пойманы, знать не будет. Становится понятно и чего ждать дальше: если теория диверсии верна, прочая техника Samsung в ближайшем будущем тоже должна «провиниться». Что на очереди?
P.S. В статье использованы фотографии Mike Klering, Shawn Minter.
P.P.S. Читайте продолжение истории: «Тактильный синдром iPhone 6: как Apple справится с крупнейшей своей ошибкой?».