В ворохе отвозимой за город бумажной SF последней четверти века наилучшей, пожалуй, оказывается увесистый том Hyperion Cantos Дэна Симмонса, русский перевод входящих в него романов – «Гиперион» и «Падение Гипериона». Австралиец Грег Иган в Diaspora и Schild’s Ladder куда насыщенней физикой и математикой. Канадец Питер Уоттс в дилогии «Ложной слепоты» сочетает биологию с правдоподобием. Но американец Симмонс и человечней, и литературней.
А повествует книга колорадского преподавателя словесности о раскинувшемся по просторам Галактики государстве, именуемом Hegemony. Государстве, очень напоминающем нынешние страны Первого мира, одной из важнейших проблем там является Межзвездное авторское право. Существующем благодаря подаркам от сообщества искусственных интеллектов TechnoCore, одаряющем людей межпространственными порталами, связывающими Гегемонию воедино и сверхсветовыми компьютерными коммуникациями, обеспечивающими функционирование механизмов прямой демократии. Собственно, благодаря этому и возможна жизнь межзвездной Гегемонии.
И Симмонс многократно подчеркивает, что технологии порталов и информационных пространств, подаренные ИскИнами, люди сами создать не могли бы в принципе из-за их сложности, превышающей возможности мозга и человеческой жизни. Ну, что вышло с Гегемонией, прочтите сами – не будем лишать читателей этого удовольствия. Невредное дело, кстати. Фантастика все быстрее и быстрее проникает в наш быт, и о самых удивительных проблемах нынче говорят такие трезвые и небескорыстные люди, как банкиры.
Тринадцать лет назад, на страницах бумажной «Компьютерры», в статье «Джордж Беркли Reloaded» мы рассказывали об идеях епископа Беркли:
По субъективному мнению Джорджа Беркли, определяемому в первую очередь его религиозными взглядами, подлинным бытием обладает лишь духовное бытие первоначального Творца, с одной стороны, и сотворенных им умов — с другой. Лишь действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей, из коих некоторые более яркие, определенные и сложные — суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность.
То есть, обогнавший свой век на пару сотен лет пропагандист дегтярной настройки видел все сущее – говоря современными терминами – в виде гигантского компьютера, сознания Творца, в котором и функционируют созданные им умы, вычислительные процессы по-современному, общающиеся с окружающимся и между собой через входные и выходные сигналы.
И вот сейчас вполне серьезные люди из вполне серьезного банка занялись оценкой вероятности того, что мы, на самом деле, живем в среде берклианской компьютерной симуляции. Правда, они не рассматривали трансцендентного Творца – в работе, описанной в BANK OF AMERICA: There’s a 20%-50% chance we’re inside the matrix and reality is just a simulation, речь идет о самой что ни на есть имманентной, посюсторонней компьютерной среде.
Скажем, взяла инопланетная цивилизация, достигшая по Кардышеву IV типа, и овладевшая энергией Метагалактики, и запустила в некоем метакомпьютере вычислительную имитацию. Скажем, для развлечения умственно неполноценных членов своего социума – учитывая реалии человеческой истории за ней особенно увлекательно будет наблюдать садистам… Ну, или наоборот, наши далекие предки, достигнув той самой мощи, решили устроить реконструкцию славного прошлого – ну, как мы сейчас балуемся военно-историческими реконструкциями… Тут страдания побочный эффект, как там у Вадима Шефнера:
«И покуда ведущий артист
Обзаводится нужной раной,
Нанятой за десятку статист
Упадет и не встанет с экрана.»
Так вот, вероятность того, что живем мы в компьютерной симуляции, эксперты Bank of America Merrill Lynch оценили в пределах 20%–50%. Ну, такие расчеты напоминают определение вероятности встречи студентки с динозавром, которая, как известно, 50% – «Или встречу, или нет». И однозначной оценки последствий этого для инвесторов Bank of America не дает. Мы же скажем, что такой мир, скорее всего не будет всегда соблюдать принцип наименьшего действия, а на более высоком уровне это явно не будет самый лучший из возможных миров, о которых говорят теодицеи авраамических религий.
Теология, кстати, такие миры давно знает. В одной из книжек Ф.К.Дика герой преподает нечто ненужное, вроде гнозисов третьего века. Так вот – такой имитационный мир, созданный имманентными существами, давным-давно предвидели творцы гностических систем. Со всеми известными богословам последствиями. Ну да ладно, это нечто довольно абстрактное, хоть и мировоззренчески важное. А вот еще забавные вести от банкиров, которые непосредственно повлияют на жизнь многих и многих.
Помните, как в процессе рыночных реформ, даровавших нашему народу нынешнюю, зажиточную, свободную и счастливую жизнь, огромным счастьем для девочек и мальчиков было устроиться в банк. О, какими избранниками судьбы ощущали они по сравнению с теми, кто был выкинут с закрывающихся заводов или ушел из нищающих школ, и был обречен на участь мелкого торговца или строителя-шабашника! (Машин тогда было мало, и «бомбить» могли лишь состоятельные кроты…)
Но вот какие интересные вещи мы читаем нынче – «Греф: Сбербанк сможет принимать 80% решений искусственным интеллектом». По словам Германа Грефа «Мы большое количество наших решений принимаем без участия человека. Мы посчитали, если сравнить банк сегодня и Сбербанк пять лет назад, то примерно 50% тех решений, которые принимались людьми, сегодня принимаются машинами». Неплохо! То есть общеизвестный российский банк уже автоматизирован наполовину, причем на уровне принятия решений. Тактических, конечно, но и это крайне важно.
А перспектива еще лучше – «…через пять лет мы считаем, что мы сможем принимать примерно 80% всех решений автоматически с помощью искусственного интеллекта». Причем говорится о том, что качество этих решений будет выше, чем принимаемых белковыми клерками. В это вполне верится, ведь «Сбербанку предсказали статус самой дорогой компании в России». «Газпром» он уже обошел, и ожидается, что обгонит и «Роснефть». (Наглядный урок постиндустриального успеха тем, кто все еще грезит о возврате высоких цен на нефть…)
Правда, всеобщего счастья не бывает. И Герман Оскарович говорит об этом честно – ««Это означает, что в нашем случае десятки тысяч людей потеряют свою сегодняшнюю работу», – добавил Греф.» Так что выпускникам стоит призадуматься – стоит ли мечтать о карьере банковского клерка. Вообще интересно, учли ли уже те ИскИны, которые в Сбере принимают решения о выдаче ипотечных кредитов своим сотрудникам, слова главы банка? Ведь поступь технологий железной, кремниевой рукой беспощадно втаскивает в обыденность недавнюю фантастику, и не успевшим приготовиться остается лишь шептать латинское – Vae victis… Впрочем, может возобладает гуманизм, и ИскИны навеют уволенным сладкий сон, что они сидят за полированными столами в банке и двигают по ним золотые монетки…
PS. Бэк-офис на автомате: «руководство Внешэкономбанка (ВЭБ) в течение года уволит еще более 30% персонала, доведя таким образом масштаб сокращений до половины старой команды. В основном уволены будут сотрудники бэк-офиса, их функции будут автоматизированы.» Так что и тут белковые — на выход с вещами!