Социальные сети — короли интернета. В одном только Facebook каждый месяц бывает, грубо, полтора миллиарда человек. Добавьте сюда Instagram, Twitter, Snapchat, учтите региональных царьков вроде «В Контакте», и получится огромная аудитория. В развитых странах это от трети до двух третей населения. И вот на таком фоне сказать, что близится их закат — не святотатство даже; скорее, такое будет воспринято как глупость. И тем не менее: есть данные, указывающие, что зенит пройден и, так сказать, вечереет.
Речь об опубликованном на днях отчёте компании SimilarWeb. Имея доступ к миллионам Android-устройств, они сравнили, сколько времени проводят в приложениях перечисленных выше крупнейших соцсетей пользователи девяти хребтовых для соцнетворкинга стран (США, Великобритания, Германия, Испания и др., но и Индия, Южная Африка). Так вот в первом квартале текущего года почти повсеместно наблюдается уменьшение показателя по сравнению с тем же периодом года предыдущего. Для каждого региона, каждого приложения, результат свой — где-то лучше, где-то хуже. Но в среднем кривая времени, проводимого в приложениях, направлена вниз.
О чём это говорит? Как минимум о насыщении рынка. Тут, впрочем, ничего нового: уже несколько лет ведутся разговоры о том, что развитые страны «наелись» соцсетями и дорога к следующему миллиарду пользователей лежит через третий мир. Но лично мне вовсе не кажется глупостью рассматривать эти результаты — такие однородные, несмотря на расстояния! — как не просто сытую передышку, а начало процесса радикального усыхания аудиторий. Пройдёт пять или десять лет — и о «Фейсбуке», «Снэпчате», прочих, будут помнить многие, но знать и пользоваться в сотни раз меньше людей, нежели сейчас.
Я считаю так — и пусть «старики» меня поддержат — не потому, что пессимист. Право такое утверждать даёт мне личный опыт. Я видел Сеть когда поисковые машины только-только превратились из коллекций ссылок собственно в поисковики. Я помню её без «Гугла», без дот-комов, без интернет-пейджеров, домашних страниц, файлообменок, мпегов, и уж тем более без соцсетей. Технологии приходят и уходят, ничто не вечно!
Да, правда, гениальные социально-технические находки не исчезают без следа. То, что было однажды популярным в Сети, так или иначе в ней остаётся. Электронная почта, IRC, RSS, даже Usenet — они ведь не пропали, они существуют и используются поныне. С той только разницей, что превратились из «Приложения Номер Один» в нишевые решения. E-mail достался людям взрослым и серьёзным, подростки им больше не пользуются. IRC собрал вокруг себя энтузиастов. Трафик Usenet даже продолжает расти, хоть в основном и за счёт спамеров, так что и там есть своя аудитория. Так и соцсети, конечно, не исчезнут, но популярность их и близко не повторит нынешних (вероятно, пиковых) значений.
Собственно, они превращаются в нишевый продукт уже сейчас. Pinterest, например, официально не считает себя соцсетью, но — коллекцией идей. LinkedIn, только что купленный Microsoft за невообразимые 20 с лишним миллиардов, позиционирует себя как каталог профессионалов. Кто-то претендует на агрегирование новостей, кто-то на магазинную витрину. Даже MySpace, с которого соцсети по большому счёту и начались, нашёл нишу среди музыкантов. Та же участь постигнет в конце концов и Facebook: исчезнуть он не исчезнет, но пользователей там останется по сравнению с днём сегодняшним совсем чуть.
Допустив такой сценарий, мы неизбежно приходим к двум вопросам. Во-первых, почему люди теряют интерес к столь удачной находке? Ведь Сеть знает мало примеров столь же популярных в процентном выражении продуктов, каким оказались социальные сети. Простого ответа на это, увы, нет. Эксперты приводят одни доводы, публика другие, а истина, вероятно, где-то посередине, а может и вовсе ещё не сформулирована.
Соцсети пожирают время: «цифровую диету» придумали не просто так — уйдите из соцсетей и высвободится огромное количество времени, которые тратилось на пролистывание (неконтролируемых!) новостных лент. Соцсети раздражают своей сквозной коммерциализованностью: мало нам спамеров, мало брендов, так и сами владельцы соцсетей постоянно пытаются что-то продать или продать помогают. А шпионаж за пользователем? Когда соцсеть запоминает даже черновики неотправленных сообщений, когда следит за вами, хоть вы ею в данный момент не пользуетесь, это уже через край! А необходимость выставлять напоказ личную жизнь, выслушивать оценки чужих людей, сравнивать себя с другими (психологи утверждают, что сравнение происходит непроизвольно, автоматически)?
Всё это в той или иной степени существовало и раньше, но только с появлением соцсетей приобрело характер бедствия. Поэтому — вопрос второй: когда социальные сети перестанут быть обязательным атрибутом, что заменит их в роли «главного интернет-приложения»?
Чтобы ответить на него, стоит вспомнить, что такие «хиты» появляются либо благодаря рождению новых технологий, либо через превышение критической социальной массы. Электронная почта и Usenet — плоды унификации компьютерных сетей. Файлообмен — результат популяризации интернет-доступа. MP3, MP4 — следствие скачка производительности бытовых цифровых устройств. И так далее, и так далее. В этом смысле социальные сети — гадкий утёнок: они ничего нового не принесли, лишь позаимствовали и собрали вместе то, что было придумано до них. Тем удивительней, что продержались так долго!
Так что же — после? Лёгкий и вряд ли правильный ответ: интернет-пейджеры нового поколения, совмещающие в себе функции пейджинга и социальных сетей. Таков, например, очень популярный в Азии LINE. Однако предложить такой вариант — значит допустить, что Сеть сделает шаг назад, пойдёт по кругу. Качественно, мы всё это уже видели, пробовали, так сможет ли оно стать «хитом»?
На самом деле предсказать такое вряд ли возможно вообще. Предвосхитить «Приложения Номер Один», по уже названным выше причинам, равноценно попытке предвидеть принципиально новую технологию. Надежда тут только на одно: что эта технология уже придумана, реализована, и теперь лишь ждёт часа, чтобы на неё обратили внимание массы. Есть такие? Набросайте вариантов!
P.S. В статье использована графическая работа Tanja Cappell.