Известие о короткометражке, «снятой искусственным интеллектом» и попавшей в топ лучших лент приличного кинофестиваля, «сделало» эти выходные. В Сети, по крайней мере среди технарей, это одна из самых обсуждаемых тем. Тем более удивительно, если знать, что с чисто технической точки зрения никаких открытий лента не совершила. Кстати, если вы ещё её не видели, самое время посмотреть: вот она, всего десять минут. Не вдавайтесь особенно в смысл диалогов, если знаете английский, и не жалейте, что ничего не понимаете, если не знаете — почему, объясню далее. Просто насладитесь атмосферой.
Лента «Sunspring» — творение двух американцев, один из которых отвечал за режиссуру, а другой за программирование. Идея состояла в том, чтобы заставить ИИ написать сценарий, а потом, уже задействовав живых актёров, снять кино. Так что «электронному мозгу», называющему себя Бенджамин, скормили тексты десятков популярных фильмов (от научно-фантастических до ужастиков: больше всего там X-Files и «Стартрека», но есть и «Бегущий по лезвию», «Горец», «Петля времени», даже «Очень страшное кино»), попросили сгенерировать собственный и раздали результат актёрам.
Называть то, что они использовали для синтеза сценария, «искусственным интеллектом», впрочем, будет большим преувеличением. «Мозгом» послужила разновидность искусственной нейросети, последние двадцать лет широко применяемая в том числе и для обработки текстов. Это так называемая рекуррентная нейросеть, а если быть ещё точнее, её LSTM-вариация. Если среди читателей найдутся специалисты, я буду признателен за уточнения и дополнения, но в общем и целом рекуррентными называют такие сети, у которых часть информации с выхода подаётся обратно на вход, то есть организована обратная связь, сеть «зациклена». Это позволяет ей «удерживать внимание» на более длинных фрагментах информации при обучении.
Заставьте такую нейросеть работать после обучения — и она станет нести прекрасную чушь: будто бы осмысленный поток данных, на самом деле смысла не имеющий. LSTM-вариант более хитро модулирует обратную связь, за счёт чего способен обучаться и «имитировать творчество» ещё более эффектно. Если интересно, вот здесь и здесь работа таких структур разобрана в деталях, причём первая статья написана автором Бенджамина.
В рамках нашего разговора важен следующий факт: результат работы рекуррентной нейросети те, кто понимают, что она делает, сравнивают кто с фракталами (сеть словно бы строит образы из образов), кто с усреднением (при обучении она уясняет, после каких слов следуют какие, какие конструкции следуют за какими, и потом просто выдаёт типичное). Иначе говоря творчеством в общепринятом понимании там и не пахнет. Что, однако, не мешает наслаждаться результатами её трудов! Помните, как с год назад Линус Торвальдс восхищался нейросетью, которая, будучи обучена на «Википедии», писала псевдовикистатьи, а на исходниках линуксового ядра — как бы сишный код, даже с как бы комментариями? Рекуррентная нейросеть. И точно так же она способна писать сонеты «под Шекспира», тискать квазинаучные статьи, рассказы на литературные конкурсы и т.п.
Всё это по сути тот же самый электронный бред, прекрасная чушь, не несущая никакого смысла. И фильм — совершенно такой же. Вот почему диалоги в «Sunspring» не стоит пытаться понимать (вот, кстати, оригинал сценария). Даже те, для кого английский язык родной, отзываются об услышанном так: вроде бы на английском, но смысла не имеет. В худшем случае не стыкуются даже части одного предложения («стоя в звёздах, сидя на полу», «извлекая свои глаза изо рта»). В большинстве же предложений части согласованы, но уже два соседних предложения друг с другом не связаны. Та же беда с песней, текст которой Бенджамин написал. Та же беда с указаниями для актёров. Короче говоря, типичная прекрасная чушь рекуррентной нейросети. Ничего нового. И лично я сомневался, стоит ли об этом рассказывать, когда посмотрел ленту в первый раз. Ведь здесь не было даже попытки решить проблему отсутствия сюжетной линии — что, например, пытаются сделать в Google.
Переубедили меня комментарии людей, обсуждающих «Sunspring». Многие, как ни странно, отыскали в фильме ценные моменты. Во-первых, сама атмосфера фильма. Попробуйте написать сценарий даже для короткометражки, в котором было бы такое же явное ощущение мрачного будущего — и вы поймёте, как это непросто! Бог с ним со смыслом, только атмосфера! Конечно, её добавляет музыка, конечно, игра актёров, но в целом, как кто-то справедливо заметил, если бы такую ленту отправили на кинофестиваль без упоминания, что сценарий написала машина, она вполне могла взять приз за артистичность/концептуальность.
Бенджамин, переварив десятки сценариев, показал в общем хороший результат. Это не творчество в нашем понимании, тут нет и не может быть новаторских находок, это лишь усреднение — но очень интересное с точки зрения воздействия на зрителя. Так что в отличие от псевдокода, которым нельзя воспользоваться, псевдонаучных статей, единственная заслуга которых в том, что они смогли обмануть цензоров, и прочего подобного, «Sunspring» действительно имеет ненулевую ценность: художественную. Подождите, найдутся люди, которые объявят его своим любимым фильмом — и сделают это искренне!
Во-вторых, «Sunspring» демонстрирует нам наши слабые места. В частности, нашу любовь к банальностям. После просмотра у вас наверняка сложилось впечатление, что речь идёт о любовном треугольнике, правда? Так вот на самом деле ничего, что говорило бы об этом, в тексте нет, да и быть не могло: не забывайте кто его написал, точнее что его написало! Мы просто «обучены» видеть любовную драму в каждом сюжете, где участвуют, скажем, двое мужчин и женщина. Мы проецируем привитый нам стереотип даже на сценарий, написанный машиной! И это заставляет задуматься о качестве контента, который мы потребляем. Какого чёрта во встрече трёх человек мы непременно видим тему отношений, а не научный поиск, например?
Наконец, в-третьих, «Sunspring» подчёркивает интересную тенденцию, которая сформировалась за последние год-два: творчество стало своего рода точильным камнем, о который теперь преимущественно шлифуют искусственный интеллект. Раньше это были игры, имитация общения, распознавание образов, но теперь неожиданно — творчество! То, что этим занимаются отдельные энтузиасты не удивляет — тот же автор Бенджамина давно уже программирует «творцов» (и там есть на что посмотреть). Но занимаются этим и крупные, серьёзные коллективы: уже упоминавшаяся Google, Microsoft, другие. И это, знаете ли, даёт право надеяться, что создание машины, несущей не только чушь, не за горами.