Наверное самой главной проблемой России стоит считать отсутствие у нашей страны образа будущего. Образа этого нет совсем. Нет на уровне всех ветвей государственной власти. Да, в конце прошлого века заговорили было о том, чтобы обогнать по ВВП на душу населения Португалию. Вполне достойная цель – бывшая империя, кстати. И имела свои «звездные часы», была в авангарде человечества, когда португальские корабли прокладывали торговые пути в Южных морях.
Только вот про это нынче вспоминать не принято – не получилось. Не получилось даже в тех условиях, когда ВВП Португалии на душу населения просел в 2015 году до 19 121 доллара, хотя в 2014 он был 22 159 бакса (падение курса евро к доллару, знаете ли…). Только вот душевой ВВП России съехал с $13 872 в позапрошлом году до $9 054 в году прошлом. Так вот грубо и негуманно конец сырьевого суперцикла надругался над надеждами расслабившегося в сытые годы углеводородного изобилия населения.
Но что интересно – и в тучные годы отечественная фантастика не формировала собственного образа будущего. Писали о процветающей в городских закоулках нечисти. Обращались к альтернативной истории – как славно было бы, пойди ход дел иначе, не так, а эдак. Изредка пользовались мирами киберпанка, описывая их с точки зрения населения периферии Мир-экономики. А вот собственного образа будущего, который был у Вивиана Итина и Ивана Ефремова, в постсоветской отечественной фантастике не было. А нет мечты – что воплощать в реальность?
А вот на юго-восточном конце Евразийского материка, в Поднебесной, в тамошней ноосфере начал формироваться свой образ будущего. И к этому приступила такая неожиданно возникшая вещь, как китайская научная фантастика. Знаете, очень часто приходится встречаться с восприятием китайских технологических достижений как чисто подражательных. Мол, не понимая сути, копируют западные достижения. И когда говоришь европейским профессорам про успехи юных китайцев в тестах PISA, то встречаешься с мнением, что, мол, это достигнуто потогонной системой и тупой зубрежкой…
Эдакие попугаи, усердно повторяющие то, что было сказано цивилизованными людьми Запада. Только вот в прошлом году имело место очень забавное и поучительное событие. Есть в США такая SFWA – Science Fiction and Fantasy Writers of America. И известна Американская ассоциация писателей-фантастов не только тем, что из нее, по доносу Ф.К.Дика исключили заподозренного в коммунистической пропаганде Станислава Лема, но и тем, что ею в 1965 году учреждена Nebula Award, премия «Небьюла».
Премией этой, как правило, награждают весьма приличные книги. И вот в прошлом году Премию «Небьюда» за лучший роман получил Liu Cixin с книгой The Three-Body Problem. Liu Cixin – это пишущий на мандарине китаец Лю Цисинь, бывший инженер-компьютерщик на электростанции, ну а «Проблема трех тел» в пояснениях не нуждается. И – в отличие от Пу Сунлина, сочинившего сказочные «Рассказы Ляо Чжая о необычном», да Лао Шэ с гениальной менипеей «Записки о Кошачьем городе» – «Проблема трех тел» представляет собой остросюжетное произведение «твердой» научной фантастики.
Причем – насколько можно судить по английскому переводу – книга выдержана в канонах традиционной китайской литературы. Пара главных героев – «добродетельный молодой ученый» и «грубый, но честный богатырь» – вполне могли бы жить и в пространстве «Речных заводей», да и очень похожи на юриста Богдана Руховича Оуянцева-Сю и сыщика Багатура Лобо из цикла Хольма ван Зайчика про Ордусь. Богатырь у Лю Цисиня тоже полицейский, а вот ученый – не конфуцианский гуманист, а физик-прикладник. Китайская НФ в отличие от российской альтернативной истории обращена не в мир традиции, но в мир прогресса.
Давать спойлеры не хочется – дабы не лишать читателей удовольствия прочесть этот роман, который они без труда найдут в английском переводе. Да возможно и отечественные издатели озаботятся переводом с китайского оригинала… Книга того заслуживает – Лю Цисинь, сам ребенком переживший репрессии Культурной революции, описывает весьма оригинальный способ, которым некоторые жертвы этих репрессий решили отомстить и Китаю, и всему человечеству. И динамичный сюжет сплетен из вполне научных образов, самые смелые из которых сопоставимы даже с «Новой Космогонией» Лема…
У нашего Великого Восточного Соседа наиболее популярен автор, пишущий твердую научную фантастику (о чем свидетельствует восьмикратное получением Лю Цысинем национальной премии Galaxy). И будущее там видится, как движение Китая по вполне западному изначально пути позитивных наук и технологий. Собственные интересы – да. Но методы – общенаучные. Очень хорошо соотносится и с победами китайских школьников в международных тестах и конкурсах. И с тем, что в 2014 году КНР вложила в научные исследования триллион с третью юаней ($216,8 млрд.), что превысило два процента от ВВП самой большой страны.
Сравнивать с этими суммами те 0,3% ВВП, те триста миллиардов рублей, которые в российском бюджете 2016 года выделяются на гражданскую науку, даже не смешно… Особенно учитывая снижение с максимального уровня в 370-380 миллиардов, достигнутого в 2013-2014 годах. Ну а если учесть еще и падение курса рубля, то картина вообще вырисовывается крайне печальная – восемнадцатая часть от научного бюджета Поднебесной в конце тучных лет, и сороковая часть сейчас… Похоже, отечественные фантасты правы – научная картина будущего не просматривается. В отличие от Поднебесной!
И при таком подходе к формированию своего будущего, конкретные научно-технические новости, приходящие из Поднебесной, уже кажутся абсолютно обыденными, как скажем, эта – New interactive «robot goddess» unveiled in east China. Робот-богиня Цзя Цзя ( «Jiajia») – результат трехлетних работ коллектива, возглавляемого Ченом Сяопином (Chen Xiaoping) из Китайского университета науки и технологии. Это не просто человекоподобный робот, но машина, наделенная искусственным интеллектом.
У Цзя Цзя есть не только все атрибуты классической китайской красавицы, но и способность к глубокому обучению встроенной нейросети. Скажем, она уже знает, что давать снимать себя широкоугольным объективом явно не стоит, из-за опасности перспективных искажений. Когда Цзя Цзя узнает, что идеальным для дамского портрета будет фокусное расстояние между 75 и 85 миллиметрами(в пересчете на 35-мм пленкуполнокадровую матрицу, покажет время.
Цзя Цзя – не предсерийный образец, но «демонстратор технологий» (была в СССР такая профессия – «демонстратор одежды», Цзя Цзя вполне бы с ней справилась…). Массовые технологии для выпуска антропоморфных роботов пока не созрели, да и нейросетям предстоит еще долго наращивать свою мощность, и проходить период обучения… Но это уже – наглядный образ будущего, которое Китай видит на пути развития науки и совершенствования технологии.