Все увлечённые люди страдают общей болячкой: они верят, что именно им суждено изменить ход событий. И это мешает оценивать ситуацию трезво. Помните, с каким маниакальным упрямством Стив Джобс собирал «Макинтош», а потом NeXT — отказываясь признавать, что рынок пока ещё не разделяет его страсти к таким удобным, но таким ещё сырым новым технологиям? Глава Tesla Motors Элон Маск сегодня в похожем положении.
Представляя новый электромобиль в окружении толпы восторженных поклонников, он не моргнув глазом называет новинку «первым по-настоящему доступным электрокаром». И хоть в его словах есть правда, хоть сами его слова на реальность бесспорно влияют, реальность всё-таки более сложна и менее красива, чем он её рисует. И это, как ни странно, хорошо!
Model 3 — четвёртый по счёту автомобиль Tesla Motors и третий актуальный, вдобавок к производимым сейчас компанией Model S и внедорожнику Model X (кстати, продаются они в пропорции 6:1). Это пятиместный седан, вобравший всё лучшее, что было отработано на предшественниках. Космический дизайн снаружи (цельностеклянная крыша!) и внутри, космическая же динамика (до «сотни» за 6 секунд), автоматизация рулёжки, абсолютная бесшумность, запас хода на уровне ДВС-конкурентов (больше 300 километров), беспрецедентная вместимость (два багажника), непревзойдённая безопасность.
Даже будь эта машина бензиновой, у неё нашлись бы поклонники. Но она электрическая и оценена всего в 35 тысяч долларов за базовую конфигурацию — и это ещё без учёта всевозможных скидок, которые ей, как электромобилю, конечно полагаются (со скидками в США получается примерно $28K). Поставки, правда, начнутся только через полтора года, но об этом позже. Пока же предзаказ оформили уже почти триста тысяч человек.
Что такое $35K в тех же Соединённых Штатах (которые, как ожидается, останутся главным рынком для Tesla Motors в ближайшие годы)? Это примерная средняя цена нового легкового автомобиля. Исключив из рассмотрения внедорожники, получим, правда, сумму ощутимо меньшую (уже в районе $25K), но даже в таком случае Макс, в общем, не соврал: Model 3 действительно близка к среднестатистической легковушке, доступна и привлекательна функционально более чем для трети домохозяйств.
Как удалось на такую цену выйти, ведь это, грубо, вдвое дешевле предыдущих моделей Tesla? На этот счёт единого мнения нет, а Маск, естественно, карты не раскрывает. Но ясно, что путей экономии всего два. Первый — упрощение и унификация конструкции: в Model 3, например, отсутствует даже приборная панель в классическом понимании, всё сведено на единый 15-дюймовый дисплей, а часть деталей взаимозаменяема с предыдущими моделями компании. Второй — новый аккумулятор.
Аккумулятор электромобиля — по справедливости, отдельная история. Автопроизводители (и Tesla в их числе) не делятся подробностями, но считается, что стоимость аккумуляторной батареи в общей стоимости электрокаров составляет сегодня от четверти до половины. Каждый киловатт-час ёмкости обходится примерно в $300 — что, конечно, много, но впечатляет, если вспомнить, что всего-то шесть лет назад цифра была втрое большей. Эксперты предрекают, что первый, кому удастся опустить планку до $150, спровоцирует всплеск массового интереса к электромобилям. И главный претендент теперь определился: команде Элона Маска очевидно удалось решить эту задачу или по крайней мере приблизиться к решению ближе других.
Отчасти они взяли масштабами: в Неваде достраивается «Гигафабрика», которая сделает Tesla Motors крупнейшим мировым производителем литий-ионных аккумуляторов. Отчасти — новыми технологиями: есть сведения, что им удалось заметно увеличить удельную ёмкость, не ухудшив эксплуатационных качеств батареи.
После такого, чтобы мечта о массовом электромобиле стала реальностью, Маску остаётся «мелочь»: ускорить конвейер примерно в четыре раза — ведь до сих пор его компания произвела лишь немногим больше ста тысяч автомобилей, тогда как первая же неделя после презентации Model 3 принесла предзаказов вдвое к этому числу! До сих пор увлечённость Элона выходила покупателям боком: Model S большую часть своей истории поставлялась медленней плана, Model X не поставлена в нужном количестве и по сей день, а все предзаказы на Model 3, по сторонним оценкам, удастся удовлетворить не быстрее чем за год, что означает, что некоторые из заказавших сейчас, получат свой автомобиль только в 2019-м году! Не самая приятная перспектива — и это не учитывая вероятных проблем с качеством (минувшей осенью журнал Consumer Reports — рупор общества по защите прав потребителей в США — отозвал свою отличную оценку для Model S после волны негативных откликов покупателей: то крыша протекает, то с зарядкой проблемы, то ещё что-нибудь).
Однако главной неожиданностью может стать то, чего Маск и его фанаты по причине своего неумеренного оптимизма замечать не желают: рынок доступных электромобилей уже оформился! Прямо сейчас в продаже есть несколько машин — Nissan Leaf, BMW i3, Renault Zoe — которые близки по характеристикам к заявленным для Model 3. Да, от модели к модели их параметры сильно меняются: одни дешевле, другие дороже, одни менее динамичны, другие более. Зато все они уже продаются, а к моменту, когда Model 3 сойдёт со стапелей, скорее всего, выйдут уже вторым поколением, а к ним добавятся новые, вроде полностью электрического Chevrolet Bolt, на который возлагаются очень большие надежды. Так что Model 3 может быть и станет самым ярким, но никак не первым представителем племени доступных электрокаров.
Это не лучшая новость для Tesla Motors, но для всех нас она точно лучше того «чёрно-белого» будущего, которое рисует Маск. Тот факт, что рынок доступных электромобилей сформировался и на нём уже имеется какая-никакая конкуренция, позволяет сторонникам «чистой энергии» предпринимать шаги, немыслимые ещё недавно. Так буквально на днях в Голландии началось обсуждение законопроекта, запрещающего с 2025 года продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей. Принимая во внимание, с каким обожанием общество и власть там относятся к электромобилю (в сумме комплект льгот один из лучших в мире), шансы у нового закона быть принятым серьёзные.
«Электрический пыл» несколько остужает тот факт, что продажи всех электромобилей пока укладываются в пределы статистической погрешности в отчётах о продаже автомобилей классических — то есть измеряются десятками тысяч в год для каждой отдельно взятой модели. Но тут-то и пригодится «новый Джобс». Рынок оценил крутизну, но пока не понял удобства новинки. Чтобы втолковать это массам, нужен очень увлечённый человек. Судя по предзаказам Model 3, Элон Маск на такую роль годится.