Сегодня компания Ringing Bells заявила о возврате предоплаты за самый дешёвый в мире смартфон – Freedom 251. Схема для оформления новых заказов также изменилась. Теперь покупатели смогут оплатить его уже после получения, если доставка вообще произойдёт. В нашумевшей истории до сих пор остаётся множество тёмных пятен. Прояснить их пытаются не только журналисты, но и контролирующие органы. Рассмотрим подборку фактов, какой бы противоречивой она ни была.
18 февраля в Нью-Дели с большой помпой прошла презентация «народного» смартфона стоимостью менее $4. Компания Ringing Bells обещала выпустить в этом году 2,5 млн смартфонов. Первые 30 тысяч, купленные по предзаказу, планировалось доставить первым покупателям до 30 июня 2016 года. Однако с первых дней об этой акции невиданной щедрости начали выяснятся весьма странные детали.
Простое сравнение показывает, что аппараты с подобными характеристиками на азиатском регионе стоят на порядок дороже. Аналитик IHS iSuppli Вин Лэм оценил сумму комплектующих для такого смартфона в $40 – без затрат на сборку, упаковку, доставку и другие необходимые операции.
Ещё накануне презентации вице-президент Ringing Bells Ашок Чадха отвечал на вопросы журналистов, главным образом касавшиеся небывало низкой цены. Он пояснил, что снизить её удалось двумя способами: местным производством и правительственными субсидиями. По его словам два завода стоимостью по $34,5 млн заложены в Ноиде и Уттаракханде. Их мощность якобы позволяет на каждом ежедневно производить по 500 тыс. смартфонов.
Однако расследование Android Authority показало, что у Ringing Bells нет в Индии даже примитивной фабрики для сборки смартфонов. Первые образцы Freedom 251, попавшие в руки обозревателей, на поверку оказались кустарным ребрендингом бюджетного китайского смартфона Adcom Ikon 4s. На его заднюю крышку просто нанесли флаг Индии, а на фронтальной панели замазали логотип.
В интервью изданию Times of India другой сооснователь Ringing Bells Мохит Гоел признал у образца Freedom 251 только наличие китайского экрана с узнаваемым логотипом Adcom. Он тут же нашёл этому объяснение: «Мы просто хотели показать рабочий прототип смартфона. Это не окончательная версия. Очевидно, что мы хотим выпускать его в рамках программы «Сделано в Индии». С производством сенсорного экрана возникли затруднения из-за его хрупкости и требований устойчивости к появлению царапин», – ответил он, нисколько не смутившись. В то же время представители Adcom заявили о том, что ничего не слышали о намерениях Ringing Bells использовать их комплектующие.
Правительственные субсидии оказались заведомо ложным утверждением, как и поддержка компании на уровне различных Министерств. Объявляя старт предварительных продаж, Ашок Чадха изменил первоначальную формулировку: «Нас поддерживает, но не субсидирует правительство», – сказал он с трибуны. Никто из действующих членов правительства не поддержал Ringing Bells на церемонии. Перед собравшимися выступил лишь бывший Министр науки и технологий Мурли Манохар Джоши. Сейчас он занимает один из руководящих постов Индийской народной партии (BJP).
По одной из версий, вся история Freedom 251 изначально затевалась как рекламная акция BJP для поднятия собственного рейтинга и престижа программы «Made in India». Её мотив очень похож на отечественный «курс на импортозамещение». Теперь конгрессмен Прамод Тивари обвиняет Ringing Bells в мошенничестве, называя выпуск «народного индийского смартфона» крупнейшей аферой.
Постоянные отсылки сооснователей Ringing Bells к национальной программе вызвали запоздалое возмущение у многих официальных лиц. «Это не правительственный проект. Команда национальной программы «Сделано в Индии» не имеет ничего общего с ним», – написал в Twitter секретарь департамента промышленной политики и развития Амитабх Кант.
Вторит ему и президент Национальной сотовой ассоциации Индии Панкай Мохиндру, негативно оценивший сообщения о Freedom 251: «Это выглядит как розыгрыш или афера. Нечто, чем мы очень расстроены», – сказал он в интервью CNN. В пользу версии об афере говорит ещё одна нестыковка: изображения Freedom 251, выкладываемые на сайте Ringing Bells и в презентационных материалах, постоянно были разными. Более-менее узнаваемые из них оказывались фотографиями других смартфонов. Отвечая на вопросы журналистов, представители компании назвали это «технической накладкой».
Часто о характеристиках новых гаджетов мы узнаём из утечек, поскольку до официальной презентации они отправляются на сертификацию вместе с подробной документацией. На сегодня Freedom 251 до сих пор не прошёл регистрацию в Бюро индийских стандартов, что в высшей степени странно. Получается, что его вообще нельзя официально продавать на территории Индии.
По запросу Министерства коммуникаций и информационных технологий правительство штата Уттар-Прадеш сейчас проводит проверку законности действий Ringing Bells. Первыми рейд в офис компании устроили инспекторы Департамента доходов Министерства финансов.
Отрицать этот факт соучредители Ringing Bells не стали, а быстро обратили его в свою пользу: «Да, нас посещали представители Департамента. Мы планируем достичь важной вехи в развитии программы «Сделано в Индии», а также «Мастерство Индии» и «Стартапы Индии». Поэтому они передали нам некоторые руководящие принципы, заверили в полной поддержке и сотрудничестве».
Как говорил в подобных случаях один австрийский художник, «… эти господа исходили из того правильного расчета, что чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят». В предоставленной инспекторам статистике указано, что за первый день на Freedom 251 поступило 37 млн. предзаказов и ещё 24,7 млн добавилось к ним нам второй день. Пообещав смартфон за $3,66, Ringing Bells могла бы получить на свои счета $225,82 млн за два дня. Сейчас продажи приостановлены под предлогом смены процедуры оплаты. В течение недели деньги должны вернутся к первым 30 тысячам покупателей. Если же этого не произойдёт, в Ringing Bells наверняка придумают новое убедительное объяснение.