Каждые два-три года мне доводится рассказывать одну и ту же историю — с разными, конечно, действующими лицами, но почти идентичную в смысле схемы случившегося — о людях, попавших в беду из-за чрезмерной доверчивости цифровой технике, а именно из-за GPS-навигатора. И сказать честно, до последнего времени проблема казалась больше человеческой: полагаясь на технику, всегда полезно думать головой! Но чем дальше в XXI век, тем серьёзней выглядит болячка и тем меньше у человека шансов исправить её только лишь вдумчивой эксплуатацией. Хуже того, ситуация явно развивается в сторону исключения человека из уравнения вообще — что кажется весьма мрачным ввиду того, что временем, здоровьем и в конечном счёте жизнью рискует всё-таки человек, а не машина. Но позвольте изложить факты по порядку.
Начать с того, что случаи с трагическим исходом — вроде решившейся срезать через закрытый национальный парк американской семьи в 2006-м или заблудившейся канадской пары в 2011-м — редки, но судить только по ним, значит искажать картину. Публика любит сенсации, поэтому на слуху, естественно, только самые яркие, самые впечатляющие инциденты. Однако если копнуть глубже, окажется, что навигатор подставляет человека намного, намного чаще: фактически каждые несколько недель то тут то там появляется новый пример того, что кто-то из спасателей окрестил «death by GPS» — синдромом смерти от GPS или, перефразируя литературно, заблудившихся насмерть.
Вот уставший от долгого перелёта турист, прибыв в Исландию, вбивает в навигатор адрес столичного отеля, но вместо него (проклятые ыяфъядякудли!) оказывается в заледенелой рыбацкой деревушке в сотнях километров от пункта назначения. Вот шведы, понадеявшиеся проехать на Капри, оказываются в городке Карпи. Вот австралийская полиция, уставшая от заблудившихся в аутбэке, предупреждает сограждан: прекратите полагаться на карты из смартфонов! Вот их американские коллеги твердят о том же, надоев вытаскивать несчастных из Долины Смерти.
Когда таких случаев набираются десятки, есть смысл уже не изучать каждый в отдельности, а анализировать картину статистически. И первым делом попытаться ответить на вопрос: а в чём причина (если вы считаете, что в пользователе, прошу вас потерпеть)?
Наиболее вероятных причин две. Первая: неточные карты. Нестыковки на цифровых картах Apple несколько лет назад спровоцировали серию скандалов, но печальная правда в том, что и карты матёрых операторов — Google, Microsoft, TomTom, HERE/Nokia и прочих — страдают от того же самого. Готовили их, очевидно, не вручную — и вкравшиеся на этапе оцифровки дефекты плюс устаревшие исходники (бумажные карты; кстати, бывало и так, что на них специально добавляли выдуманные детали) привели к тому, что и карты цифровые оказались не идеальными. Утверждать это позволяют рассказы заблудившихся: практически всегда спасателям демонстрируют тот или иной навигатор, показывающий дорогу там, где её не существует, или не показывающий там, где она в действительности есть. Типичный пример: дорога в этом районе была, скажем, полвека назад, когда здесь велись горные разработки, но шахта давно заброшена, а вот в карты внести изменения забыли.
Другая причина: компьютер не понимает контекста. Это та же самая болячка, которой страдают все автоматические сервисы, претендующие на интеллектуальность — вплоть до порнографических фильтров, неэффективных именно поэтому. Навигатор, решая задачу нахождения кратчайшего пути, опирается на имеющиеся у него картографические данные, но даже не пытается осмыслить её, учесть косвенные факторы. Он не понимает, что для заезда на парковку супермаркета нет нужды делать крюк в два квартала, что наверняка существует короткий «народный» въезд, хоть и не обозначенный на карте. Он не в силах объяснить туристам, что с Капри нет прямого автомобильного сообщения, поскольку это остров. Он не задумывается, что человеку в аэропорту с большей вероятностью нужен расположенный неподалёку отель, а не богом забытая деревушка у чёрта на куличках. Что маршрут по краю пропасти, ведущий кратчайшим путём к месту назначения, может оказаться козлиной тропой, непроезжей для автомобиля.
Всё это — примеры из жизни, реальные истории. Сиди вместо компьютера живой штурман, он бы, конечно, осмыслил ситуацию и по меньшей мере предостерёг водителя. Но машины до человека не доросли и не факт, что когда-нибудь дорастут.
Отсюда следующий вопрос: как избежать неприятностей (и — нет, пожалуйста, подождите с прокладкой между рулём и сиденьем)? Прежде всего необходимо привести в порядок карты: удалить несуществующее, пометить несоответствующее, добавить отсутствующее. Но те из журналистов, кто доходил до первоисточника, то есть до е-картографических отделов, рассказывают, что приём ошибок и коррекция карт для них уже составляют значительную часть рабочего дня. И проблему, как мы видим, это не устранило. И вряд ли устранит в будущем: не все пользователи станут утруждать себя, да и не все смогут сообщить об ошибке. Не верите? А попробуйте-ка зарепортить ошибку на Google Maps (подсказка: хоть такой механизм и существует, не во всех странах он включён)! Поэтому на особо опасных направлениях необходимо ставить предупреждающие знаки. Увы, и это делается, но поток заблудившихся не иссякает.
Но, вижу, те из вас, кто считает корнем проблемы самого пользователя, перебирают ногами от нетерпения. Что ж, вы правы, но только отчасти. Заставить человека не доверяться навигатору стопроцентно или по крайней мере осмысливать предложенный маршрут, наверное, можно. Но вот поможет ли это? Ведь среднестатистический Homo sapiens ужасно плох в ориентировании на незнакомой местности. Блуждали и до навигаторов! К сожалению, нет подсчётов, скольким людям навигатор помог не заблудиться, но здравый смысл подсказывает, что с тех пор, как GPS вошла в нашу жизнь, заблудившихся стало на порядок меньше! Получается, что электронная навигация даже… благо?!
Настоящая проблема, однако, в том, что совсем скоро от человека вообще ничего зависеть не будет. Да, я говорю про робокар. Ещё вчера казалось, что успехи на этом направлении делают одна-две компании, а сегодня уже не сосчитать, сколько производителей обещают выпустить робокар на дороги в ближайшие годы. И вот тогда-то наша зависимость от техники достигнет апофеоза. Когда в автомобиле не будет ни руля, ни педалей, ни рычагов, вы попросту не в силах будете повлиять на происходящее, да вы не будете этого и хотеть — ради этого, собственно, робокар и делают! Приземлили пятую точку, назвали машине пункт назначения и уткнулись в смартфон. И когда четырёхколёсный друг высадит вас, простите, в жопе мира, жаловаться будет поздно и некому.
Вывод? Выбора нет: машина — в смысле, компьютер, электронная часть — должна начать понимать контекст. Очеловечиться. Определённые надежды тут дают глубокое обучение и сильный ИИ. Но дорога ещё, конечно, предстоит. И навигаторов для неё, увы, не придумали.
P.S. В статье использованы иллюстрации Marcus Ramberg, Jaakko Helleranta.