Обозреватель Скотт Колли (Scott Collie) испытал в Австралии новый автопилот в электромобиле Tesla Model S P90D. Впечатления от теста получились очень неоднозначные. Иногда автопилот пугает своими действиями, а порой нагоняет скуку, действуя исключительно предсказуемо. Система работает в двух основных режимах и умеет учиться на чужих ошибках. Поэтому ощущения от её использования каждый раз будут немного разные, но неизменно сильные.
Автопилоты для электромобилей и классических машин с ДВС разрабатывает больше десятка компаний, однако дальше всех продвинулись Google и Tesla. В рамках новой стадии эксперимента гугломобили проезжают от 16 тыс. до 24 тыс. километров каждую неделю. Это кажется много до тех пор, пока не сравниваешь с достижениями Tesla. Компания Илона Маска уже начала оснащать свои электромобиль действующим автопилотом. Скоро им начнут пользоваться в реальных условиях по всей Калифорнии.
Изначально Tesla разрабатывала электронного ассистента водителя. Она обрастал камерами, радарами и всевозможными датчиками до тех пор, пока не превратился в полноценный автопилот. Теперь без участия человека Tesla Model S P90D умеет разгоняться, тормозить, поворачивать и даже совершать манёвры перестроения.
Перед запуском автопилота водителю демонстрируется предупреждение: руки следует всегда держать на руле и быть готовым в любой момент перейти на ручной управление. Однако на практике это больше юридическое прикрытие, чем реальная необходимость. Все электронные системы управления многократно продублированы, а руль всё равно физически не связан с колёсной парой – по сути это джойстик, команды которого принимает бортовой компьютер. В большинстве ситуаций он действует лучше без вмешательства человека.
Основные компоненты автопилота – радары и фронтальная камера, считывающая знаки и дорожную разметку. Именно с ней и возникают некоторые сложности. Пока разметка чётко видна, машина едет идеально. Она держится выбранной полосы и плавно повторяет все изгибы дороги. Однако стоит камере потерять линию разметки, как Tesla начинает рыскать по курсу. Автопилот на доли секунды приходит в замешательство даже в том случае, если сплошная боковая линия предсказуемо прервалась на перекрёстке.
В обычном режиме автопилот напоминает сильно усовершенствованный круиз-контроль. Он держит заданную скорость и выбранную полосу движения, соблюдает безопасную дистанцию и боковой интервал. В последнем ему помогают ультразвуковые датчики, размещённые по периметру машины. Двенадцать сенсоров контролируют пространство вокруг электромобиля на расстоянии до пяти метров (4,8 м, если быть точным).
Стоять в пробке с автопилотом вдвойне скучно. Он удерживает расстояние до стоящей впереди машины, реагируя на её движения в ту же секунду. Если она продвинется на несколько сантиметров вперёд, то Tesla проедет ровно столько же.
Ранние версии автопилота пугали отсутствием обратной связи. Водитель до последней секунды не знал, заметит ли Tesla поворачивающую машину и как собирается с ней разминуться. Сейчас же движение в режиме автопилота напоминает процесс наблюдения за компьютерной игрой. После обновления появилась возможность наблюдать на экране, что видит автопилот и как он собирается реагировать.
На дисплее отображается сам электромобиль, едущая впереди машина, границы ряда и распознанные дорожные знаки. Слева в нижней части экрана показывается оставшийся заряд батареи и её температура. Там же справа – текущее время и режим роботизированной коробки передач. Мгновенная скорость указывается вверху посередине (настраивается отображение в км/ч или милях в час). В правой части отрисовывается график энергозатрат на каждый километр пути. Остальные пиктограммы появляются в определённых ситуациях.
Для любителей агрессивного стиля вождения есть второй режим. В нём автопилот не станет покорно плестись в хвосте пробки, а начнёт совершать объездные манёвры при первой возможности. Реагирует он быстрее человека, поэтому перестроиться в соседний ряд для него не проблема. Впрочем, пока агрессивный режим лучше не использовать в плотном потоке. При малейшей угрозе столкновения движение Tesla прекращается, а резко остановившийся электромобиль сам может стать помехой.
В целом автопилот ведёт себя как старательный подросток, который учится водить под наблюдением взрослого. Он точно соблюдает скоростной режим, внимательно следит за разметкой и действиями других участников движения. Порой даже как будто пытается впечатлить скоростью реакции и точностью манёвров. Однако если разметка исчезает из поля зрения, автопилот теряется, и машина начинает вилять.
Такое сравнение усиливается ещё и тем, что автопилоты Tesla общаются друг с другом, сообщая о проблемных местах и ручных корректировках управления. Если водителю не нравится, как действует автопилот в конкретной ситуации, он может нажать педаль тормоза или повернуть руль. В этот момент происходит практически мгновенное переключение на ручное управление, а система запоминает поправку и сообщает её остальным электромобилям вместе с координатами. Поэтому автопилоты Tesla не наступают дважды на одни грабли. К началу следующего года они изучат буквально каждый дюйм калифорнийских дорог и будут учитывать все особенности разметки.
В условиях российской действительности подобные системы можно использовать разве что в отдельных районах крупных городов. В большинстве других мест автопилот не просто потеряет разметку – он не сможет распознать саму дорогу. К тому же, Tesla разрабатывала автопилот исходя из предпосылки, что остальные участники движения стремятся соблюдать ПДД. Реагировать на хаотичное движение Tesla Model S самостоятельно не умеет. Она просто останавливается, честно стараясь избежать столкновения.