Золотая осень подходит к концу и я заставляю себя смириться с мыслью, что моноколесо, о котором так много рассказывал (см. «Волшебство гироцикла» и «Экономика портативного е-транспорта»), ждут несколько месяцев отдыха. Нет, фанатики гироциклов могут и наверняка будут кататься на них даже по снегу и льду. Литиевый аккумулятор допускает эксплуатацию при температурах до минус 20 Цельсия, «беззубая» покрышка легко меняется на шипованную или шипуется самостоятельно, смазка, применённая в таких устройствах, судя по опыту, низкие температуры выдерживает не затвердевая. Так что кататься можно — конечно, не забывая о защите, которая зимой безусловно необходима. Меня лично останавливает только городская грязь, замешанная на химикатах: боюсь испортить дорогую и сложную вещь, подарившую столько удовольствия всего за месяц.
Потому этот рассказ наверняка будет и последним в цикле до весны. Но не написать его я тоже не мог, потому что накопившиеся факты требуют признать: когда зима кончится, ситуация на рынке портативного е-транспорта изменится очень сильно.
Нас ждут огромные перемены не только технического, но и социального свойства — и я ещё раз настоятельно советую вам присмотреться к происходящему, чтобы не плестись потом вместе со всеми. Дабы не путаться далее, имейте в виду, что практически всё, о чём пойдёт речь, справедливо для всего портативного электротранспорта (т.е. не требующего парковки, а это двухколёсные гироциклы, электросамокаты, электроскейтборды, отчасти и электровелосипеды), но поскольку именно моноколесо демонстрирует наивысшие темпы развития, говорить я буду прежде всего о нём.
Если вам ещё интересны мои личные впечатления от эксплуатации моноколеса (а по случайным встречам с несколькими читателями КТ, смею предположить, что интересны), опишу их буквально в двух словах. Я езжу на гиростабилизированном электрическом уницикле Ninebot One E+ с конца августа — и доволен им на все сто процентов. Да, в процессе эксплуатации вскрылись мелкие недостатки (аккумулятор пришлось дополнительно укрепить резиновыми прокладками, защитив от травмирующих его при больших прыжках рёбер корпуса; на педали поставил антискользящие накладки для мокрой погоды), но конструктивное решение — а это, повторюсь, чуть ли не единственное моноколесо на рынке, спроектированное так, чтобы пользователь мог сам его разобрать/собрать/поменять детали — свело трудности к минимуму. И главным «минусом», который донимал меня все последние недели, стал тот факт, что — пусть друзья, читающие эти строки, не дадут соврать! — я постоянно приезжаю слишком быстро.
Мозг, воспитанный общественным транспортом и автомобилем, отказывается признавать, что из точки А в точку Б, даже в нашем (говорят, самом компактном) городе-миллионнике можно добраться ТАК скоро. Теперь, набравшись опыта, осмелев и даже наглея, я гоняю на пределе возможностей колеса, так что на среднестатистический городской километр трачу примерно 4 минуты. И даже с учётом всех неудобных переходов (так и не научился пока запрыгивать на высокий бордюр: тут должен работать пресс, который — увы, признаю — оказался недостаточно тренирован), всех объездов (мне претит пилить по неровностям, если можно заложить красивый вираж на сотню-другую метров и проехать гладко) и альтернативных дорог (всё реже я еду по большим улицам, всё чаще выбираю парки, тихие переулки), я добираюсь до точки назначения порой вдвое быстрее ожидаемого.
Как далеко? Мой средний маршрут «по делам» обычно укладывается в десятку километров, редко достигает 20. И только отдыхая, я выезжаю ресурс «Найнбота» почти до предела, добивая тридцатчик. И поездить в сентябре довелось! Так получилось, что было много возни с документами, и маршрут дом-банк-копицентр-МФЦ-кофейня-магазин-дом с вариациями пришлось проехать неоднократно. Примечательно, что нигде меня до сих пор с моноколесом не остановили. Обычно я просто беру его с собой, в крайних случаях (супермаркет) кладу в товарную тележку. И самым приятным отзывом за это время стало — произносимое тихо, когда я «паркуюсь» у очередного забитого автомобилями крыльца, то есть складываю педали — восторженное «Как удобно!» (простите, что не всем хватило времени и сил ответить: очень удобно, правда!).
Вообще, реакция окружающих заслуживает отдельного описания. Я уже упоминал, что для меня, да и для посторонних, очевидно, моноколесо видится не столько транспортным средством, сколько этаким гаджетом, высокотехнологичным и несомненно цифровым устройством, родственником смартфона, планшетки, ультрасовременного компьютера. Посвятив всю свою сознательную жизнь цифре — а через мои руки прошли буквально все важнейшие продукты цифровой эволюции с конца 80-х — я смело могу утверждать теперь, что никогда ещё ни одна другая цифровая железка не вызывала у наблюдателей столь бурной реакции. Поверьте, я знаю, о чём говорю: я был в первой волне осваивавших домашний компьютер, сотовую связь, MP3-плеер, смартфоны, интернет и мобильный интернет. И наблюдение за реакцией «непосвящённых» было и остаётся для меня предметом особого интереса. Но даже я не видел ничего подобного.
Равнодушным не остаётся никто, просто никто. Люди оборачиваются и провожают взглядом, показывают пальцем и свистят, бросаются под колесо, требуют объяснений, конечно, просят покататься и покатать. Все, вне зависимости от возраста, пола, внешнего вида. Я в жизни не общался столько с незнакомыми людьми! И катаясь в свободные часы по городу, развлекая себя наблюдениями за наблюдающими (порой, трогаясь, достаточно в шутку взмахнуть «крыльями», чтобы заставить людей почти плакать от восторга — и я, конечно, не удерживаюсь…), я реально поражаюсь, почему в огромном Екатеринбурге я до сих пор такой один (лишь дважды видел издалека другие моноколеса, и то всегда в парках). У меня не укладывается в голове, почему, например, пикаперы всё ещё не взяли на вооружение этот невероятный инструмент. Всё то же пренебрежение новыми технологиями? Или боязнь выйти за рамки прочитанного? Как не стыдно! Даже я, старый, скучный и семейный (эх!), встав на моноколесо, ощущаю себя Джастином Бибером: девчонок, кажется, можно складывать в лукошко на ходу, что грибы после тёплого дождя.
Но шутки шутками, а именно беспримерная реакция окружающих утверждает меня в мысли, что у моноколеса большое будущее. Его парадоксальные свойства — будто бы подчиняется мысли, будто бы не имеет инерции, не чувствует уклон, движется бесшумно и неожиданно быстро всё равно вперёд или назад — привлекают к нему внимание, но и в работе себя оправдывают всецело: это необычно и очень, чертовски, удобно. Допускаю, что многих сейчас останавливает сравнительно высокая цена и надвигающаяся непогода. Но ближе к весне рынок вскипит, тут даже пророком быть не нужно. Многие из тех, кто этой осенью и летом пожирал моноколёсников глазами, решатся на покупку. Это будет нетрудно, учитывая цену, сопоставимую с новым велосипедом и телефоном средней руки, огромный выбор и сформировавшийся вторичный рынок.
Черты гироцикла сезона 2016, кстати, уже обозначились: это одно колесо (динамика, разворотливость), более мощный двигатель (номиналом под киловатт, что делает его значительно безопасней при резких и неудачных манёврах), элегантный внешний вид (прощайте, «чемоданчики»!), запас хода от 30 километров (Gotway MSuper уже даёт 80) и широчайший диапазон цен (китайский ноунейм подтягивается по характеристикам к лидерам, оставаясь сравнительно недорогим: уже сегодня можно найти пристойные моноколёса дешевле 30 тысяч рублей, что особенно важно для детей). Если вы раздумываете, можете быть уверены, что моноколесо после покупки быстро перейдёт в вашем понимании из разряда игрушек/спортинвентаря в категорию личного транспорта, заняв место между велосипедом и мотоциклом.
А всплеск популярности, в свою очередь, заставит звучать соседние струны. К примеру, мобильный софт и мобильные устройства пока вообще не готовы. Фитнес-браслеты и спортивные приложения не знают о существовании такого класса устройств и это грустно — поскольку я, например, накатав несколько сотен километров, не имею даже приблизительного представления, сколько за это время сжёг калорий. Знаю только, что нагрузка ослабла, когда я выучился ездить более-менее ровно. Но заметил также, что некоторые участки тела работают на моноколесе специфически активно. Заметил я это, наблюдая за женой (которую «поставил на колесо» буквально за час чистого времени): здесь очень активно движется часть тела от поясницы до колен, что, полагаю, особенно девчонкам будет узнать интересно. Честно, не представляю даже, на каком тренажёре можно так нагружать бёдра и, простите, попу 🙂
Впрочем, бог с ними, с калориями. В процессе эксплуатации обозначилось более серьёзное упущение. Навигаторы тоже понятия не имеют о существовании моноколеса и портативного е-транспорта. Прокладывая маршрут, они по привычке предлагают лишь варианты для автомобиля, общественного транспорта или пешехода. И это, скажу я вам, огромная дыра! Дело в том, что портативный электротранспорт обладает некоторыми принципиальными отличиями от прочих транспортных средств. Во-первых, при прокладке маршрута здесь совершенно необходимо отдавать предпочтение пешеходным переходам вместо светофорных. Почему? Встав на моноколесо, вы быстро обнаружите, что тратите неимоверное количество времени на тупое ожидание «зелёного»: обычно за это время вы успели бы доехать до следующего светофора! Поэтому теперь, планируя путь, я выбираю «зебру», где ждать практически не приходится.
Во-вторых, следует оптимизировать маршрут с прицелом на максимально длинные ровные участки. Моноколесо и прочие, с их сравнительно небольшими диаметрами колёс, более чувствительны к неровностям, чем, скажем, велосипед. Да, при определённом навыке, например, бордюры можно перепрыгивать без остановки. Но вы всё равно снижаете скорость. Поэтому дорога без бордюров или оснащённая съездами сильно экономит время.
Наконец, в-третьих, и это самое неожиданное, маршрут необходимо прокладывать с учётом кривизны поверхности — отдавая предпочтение участкам горизонтальным или с уклоном по направлению движения. Это объясняется тем, что в моноколёсах есть такая штука, как подзаряд батареи при движении по инерции. По поводу того, как это вообще возможно, знатоки ещё спорят, но несколько задокументированных на камеру экспериментов и лично мой скромный опыт позволяют утверждать, что по крайней мере в некоторых моделях подзарядка на ходу (её ещё называют рекуперацией) действительно работает. Много вы так не наберёте: максимум десяток процентов заряда батареи за несколько километров спуска. Но когда и весь ваш запас хода ограничен десятками километров, тот факт, что часть пути вы проехали не просто «бесплатно», а и восполнив запас энергии (так что в сумме сможете проехать дальше), совсем не шутка.
Сегодня я учитываю все эти факторы в голове. Однако всерьёз надеюсь уже следующим летом увидеть соответствующие программные решения, начав с того же Яндекс.Навигатора, куда они бы отлично вписались.
Однако и этим эффект моноколеса не ограничивается. Как только численность пользователей станет заметной, взорвётся рынок аксессуаров. Прикинуть возможную популярность можно, например, оглянувшись на велосипед: в моём городе, по статистике, которая недавно попалась на глаза, около 60 тысяч велосипедистов и число это последние годы удваивается каждый год, явно стремясь к европейскому уровню — где двухколёсный транспорт эксплуатирует 10% горожан. Мы пришли сюда, грубо, за десять лет. Между тем рынок моноколёс уже сейчас не ровня велосипедному рынку десятилетней давности: есть выбор, конкуренция. Логично предположить, что сравнимый, а в чём-то и превосходящий, по цене, удобству и функционалу портативный электротранспорт гораздо быстрее займёт аналогичную велосипедной нишу. Поверить в это трудно, но если вы помните российские улицы без велосипедов или потрудитесь взглянуть на состояние улиц европейских сейчас (где гироциклисты уже собирают многосотголовые толпы), уложить эту перспективу в голове будет проще.
Так вот, важным отличием моноколеса от мускульного транспорта является то обстоятельство, что здесь нет необходимости минимизировать вес. Как правильно сказал кто-то из российских моноколёсников, можно понять велосипедиста, меняющего каждый винтик на титановый — ведь ему тащить этот вес своими ногами. Но гироцикл движется сам и плюс-минус пара килограмм на его ходовые качества заметно не влияют (мой Ninebot весит в полтора раза больше среднестатистического моноколеса, но прыгают и гоняют на нём совершенно так же). Поэтому грех не навесить на него что-нибудь для удобства и даже для красоты.
И процесс уже пошёл, в чём вы легко можете убедиться сами, заглянув на моноколёсные форумы. В первую голову необходим фонарь, подчас футуристичный, с лазерными габаритами: ездить по неосвещённой дороге на моноколесе — вредить здоровью! Потом ручка — часто телескопическая, очень удобно позволяющая везти колесо за собой, словно сумку на колёсиках. Подножка, избавляющая от необходимости прислонять моноколесо к чему-либо при хранении и перевозке. Видеокамера. Спецрюкзаки. Защитный или декоративный чехол. Защитная амортизирующая обвеска, не дающая корпусу царапаться, а грязи взлетать. Навес для дополнительной батареи. Элементы крепежа.
На данный момент это вроде бы всё, но в ближайшем будущем просматриваются и другие идеи. «Тюнинг», с покрытием или заменой штатных элементов, дополнительными обвесами (вот когда пригодится фаблаб на районе!). Бортовая мультимедия: мне удивительно, но многие любят ездить с встроенными или навесными динамиками, не только для музыкального сопровождения, но и, например, озвучивания процесса набора скорости. И к чему я веду: сегодня всё это уже делают китайцы. Но, по справедливости, не такие уж сложные производственные ресурсы нужны, чтобы это же самое не могли делать и мы.
Так что не упустите шанс. Рынок портативного электротранспорта и прежде всего моноколёс отныне будет только расти — вероятно, скачкообразно прирастая при каждом прорыве в аккумуляторных технологиях. Насыщать спрос кому-то придётся. Почему бы и не вам?
P.S. В статье использованы кадры из роликов EWheelMotion, WheelzWorld, Дарьи Трацевской.
P.P.S. Продолжение разговора: «Моноколесо и право».