Компьютер в школе — полезен только поставщикам?

У человечества есть только одна настоящая ценность – сами люди. А у людей есть одна особенность, отличающая их от прочих живых существ планеты – они формируются путем передачи им культуры, что в нынешней цивилизации достигается образованием. Нет, воспитание, конечно начинается месяцев за девять до рождения, а завершается как только ребенок перестает лежа умещаться поперек лавки (в этом возрасте чудесно идут и языковые навыки). Да и приподъездная кошка (возможно, предвидя кризис и исчезновение готовых кормов) тренирует котят в ловле голубей…

Но носителями достижений современной технологической цивилизации безволосых обезьянок с мягонькими плоскими когтями делает именно трансляция знаний. Осуществляющаяся системой образования, обычно школьной. И поэтому те страны, которые принято называть развитыми, уделяют этой системе значительное внимание, не жалеют на нее бюджетных денег и общественного внимания. И вот, при попытке узнать, а с какой же эффективностью деньги и время в системе образования расходуются, порой получают довольно неожиданные результаты.

Ну, как представляется современная школа? Прежде всего – насыщенной компьютерами. Некоторое время назад так трогательно боролись за внедрение компьютеров в школы, собирая на это деньги с родителей и выклянчивая их у спонсоров. Потом, в годы наставшего углеводородного изобилия, начали на государственном уровне проводить интернет в школы, радостно отчитываясь в успехах этого дела широким массам избирателей. Продавщица покупала в кредит ноутбук, ибо «ребенку учиться надо».

720-students-with-computers

Правда, государственный тренд нынче в стране родимых осин поменялся. Вот что пишет «Учительская газета» – «Уроки интернет-безопасности пройдут в российских школах в конце октября». Последнюю неделю октября посвятят тому, чтобы «научить детей правильно и безопасно пользоваться глобальной сетью». «Правильно и безопасно» – слова-то какие, граф Уваров и граф Делянов очень бы это одобрили. А то начитаются дарвинизма какого, или в мудрости начальства усомнятся…

Но это так, местные забавы. А куда серьезнее другое – масштабное исследование, проведенное по заказу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в более чем 70 странах мира, показали, что внедрение компьютеров в учебный процесс никоим образом не улучшает результатов, показываемых учащимися на международных тестах, вроде неоднократно описанных на страницах «Компьютерры» PISA. (Computers ‘do not improve’ pupil results, says OECD)

Вот так! По данным всеведущей аналитической компании Gartner, ежегодно в мире на развитие школьных компьютерных технологий расходуется свыше 26 млрд долларов. Согласно данным Британской ассоциации поддержки образования (British Educational Suppliers Association, BESA) школы Соединенного Королевства имеют бюджет на компьютеризацию в размере £619 млн., а на софтвер и на цифровой контент идет £95 млн. Стодолларовыми ноутбуками для школьников третьего мира много лет вышибали слезу и разработчики, и благотворители. А тут выясняется, что все это если и влияет на успеваемость, то отнюдь не к лучшему.

Как отметил директор образовательных программ ОЭСР Андреас Шляйхер, компьютеризация и внедрение интернета в школах «породили слишком много тщетных надежд». Ибо исследование показало, что не существует ни одной страны, где бы широкое использование компьютеров и интернета в обучении привело к улучшению успеваемости. И, наоборот – ученики, чаще других использовавшие в школе компьютеры, демонстрировали худшую успеваемость. Из семи стран с максимальным использованием интернета в школах, три весьма развитых и привлекательных среди адептов «поравалить» – Австралия, Новая Зеландия и Швеция – продемонстрировали «заметное ухудшение» результатов теста по чтению.

А вот страны, где интернет в школах используется крайне мало – Гонконг, Шанхай, Южная Корея и Япония – продемонстрировали несравненно лучшие результаты в тестах PISA. Но ладно, это всякое там чтение книг и решение задачек, а кому нужны архаичные бумага и цифирь в эпоху мультимедийных развлечений и калькуляторов. Зато, небось, прилипающие к дисплеям учащиеся демонстрируют небывало высокие результаты в компьютерных дисциплинах? Ага, держите карман шире… Самые высокие цифровые навыки демонстрируют сингапурские школьники. Которые компьютером и сетью пользуются строго под наблюдением учителя!

То есть, что же получается? За немалые деньги, вложенные в компьютеризацию системы образования, школы Австралии, Новая Зеландии и Швеции добились лишь того, что дети стали показывать худшие результаты в чтении. И это в странах с самым что ни на есть высоким уровнем гражданских свобод и социальной защищенности, с гражданским контролем над чиновничеством… Где не спишешь это на коррупцию. Так что же, получается, что компьютер вреден? Что нужен он в школе только поставщикам оборудования? (Ну, и получающим откаты наробразовским чиновникам – говорят, что есть страны, где такое практикуется…)

Результаты ОЭСРовского опроса куда лучше было бы интерпретировать по совсем другой оси. Стоило бы ввести учет степени дисциплинированности школьников – и все стало ясно… Чем характерны Гонконг, Шанхай, Южная Корея и Япония? Они отличаются тем, что добившись высокого уровня достатка и высочайшей технологической культуры, сохранили традиционные конфуцианские ценности. Среди которых важнейшее место занимают дисциплина, трудолюбие, уважение к старшим.

А вот в Австралии, Новая Зеландии и Швеции от той морали, что некогда восхищала Макса Вебера, не осталось и следа. В советское время много переводили финского сатирика Марти Ларни. Казалось, что его «Четвертый позвонок» это антиамериканская пропаганда, а не изображение человеческой сути как она есть. Так вот, в этой книге герой попадал учителем литературы в школу для богатых:

«— Однако возьмем теперь литературу в ее более узком значении и рассмотрим ту ее часть, которая называется художественной литературой.
— Мура! — раздалось на задней парте.
— Старомодно! — заметил Станислав Валентин Дренцке… и т.д.
— Давайте смотреть кино — предложил кто-то.
— Кино! — закричал весь класс. — Давайте нам кино!
— Стереоскопическое! — заметил Уэсли Кэтзервуд. Мой папаша заплатит.»

Но это была школа для богатых. В 1957 году в нормальных школах учили хорошо и поддерживали дисциплину – индустриальная эпоха нуждалась в большом числе квалифицированных работников. Но потом сверхпроизводительность технологий вывела на первый план задачу формирования масс потребителей. В школы пришли свобода и стереоскопическое кинокомпьютеры.

А ведь что такое образование? Это растягивающееся на годы формирование нейросети. Прежде чем прочтешь в оригинале «King Solomon’s Mines» и «Barrack-Room Ballads» – а даже прозу не стоит читать в переводах – нужно довольно долго долбить слова и грамматику. Прежде чем поймешь красоту и изящество математики, нужно долго и уныло учить тригонометрические и прочие формулы – умение вывести их при нужде для данных целей не подходит. История оживает, обретает объемный синхронизм, когда довольно долго запоминаешь даты, относящиеся к событиям, имевшим место в различных державах.

Ну а разве нынешнее демократичное образование, потакающее любым прихотям детей и их родителей, способно обеспечить массовое усердие учащихся? Помянутая выше продавщица, покупавшая ноутбук в кредит, очень жалела ребенка. Понимала, что тому никак не хочется делать уроки в солнечный день. И проще, чем читать и запоминать учебник, скачать домашнюю работу из сети. Бесправный и сквернооплачиваемый педагог удовлетворится и этим… Так что информационные технологии в школе, даже когда используются «для учебы», а не трепа в соцсетях и разглядывания «картинок», обеспечивают без должного контроля – такого как в Сингапуре – лишь движение по пути наименьшего сопротивления.

Какого качества образование получается в итоге – понятно. И понятно, что дело не в компьютерах, а в расхлябанности. И понятно, что в нынешней демократической парадигме с этим ничего не поделать – да и не надо. Жизнь сама отделит агнцев от козлищ. Вон, благодаря милым играм программистов VW «в крысу» с экологическим контролем, лейбл Made in Germany обретает свое первоначальное значение введенной по требованию британских промышленников маркировки поддельной продукции… А нейросеть-то обучается играть в шахматы за трое суток именно потому, что не может «сачкануть»!

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях