Сервис «Битрикс24» совместно с агентством J’son & Partners Consulting опубликовал результаты исследования рынка удаленной занятости в России. В опросе приняли участие руководители компаний, практикующие удалённое взаимодействие со своими сотрудниками. Среди них были представители малого, среднего и крупного бизнеса из пятнадцати регионов. Анализ собранных данных показывает, что работа вне офиса всё реже воспринимается как вынужденная мера и постепенно становится новой тенденцией современного бизнеса.
Большинство современных профессий, особенно в ИТ-сфере, не требуют личного присутствия сотрудников в офисе. Распространение интернета и облачных технологий позволяют работать из дома даже более эффективно. В удалённой схеме взаимодействия график становится действительно гибким, а ожидание в пробках по пути на работу и домой исчезает как класс. Больше не требуется носить с собой множество личных вещей и пытаться создать на рабочем месте уютное окружение.
Плюсы для работника перечислять можно долго, а для компании они сводятся к экономии ресурсов, денежных средств и возможности работать более устойчиво за счёт физического разделения людей. Так возникает меньше поводов для конфликтов, а простои целых отделов из-за отключения воды и электроэнергии исключаются полностью.
В ходе исследования было установлено, что компании могут экономить до 170 тыс. рублей в год с каждого сотрудника за счет его перевода на удалённую схему работы. Сейчас это настолько мощный тренд, что аналитики не стесняются в прогнозах. По проведённым оценкам в ближайшие пять лет Россия и другие страны испытают взрывной рост рынка удаленной работы. К 2020 году минимум каждый пятый сотрудник типичной компании будет работать вне офиса.
Совокупная экономия средств от такой смены парадигмы оценивается на уровне 1 трлн рублей. На освободившиеся средства можно нанять больше сотрудников или привлечь в компанию более опытных (и дорогих) специалистов. Сейчас при переводе половины сотрудников на дистанционную работу типичная фирма со штатом в десять человек может сэкономить 3% выручки только за счёт снижения арендной платы за офис.
«Большинство мировых HR экспертов отмечают, что дистанционная занятость – глобальный тренд на рынке труда. Те компании, которые в своей системе управления внедрят гибкое рабочее расписание (с возможностью работать из дома или любого другого удобного места хотя бы время от времени), сильно выиграют в привлечении и удержании высококлассных специалистов, – комментирует генеральный директор J`son & Partners Consulting Светлана Водянова. – От организации дистанционных рабочих мест выигрывает и бизнес (за счет повышения операционной эффективности), и сотрудник – за счет улучшения качества жизни и удовлетворенностью работой».
Технически такой переход обеспечивается каким-то набором программных решений. Это могут быть отдельные инструменты (Skype, Google Drive) или специализированные комплексы для оптимизации бизнеса. Первые подкупают своей бесплатностью, а вторые обеспечивают высокий уровень интеграции всех бизнес-процессов и удобное управление. Пока только 12% компаний идут по второму пути и покупают единое решение для развёртывания дистанционных рабочих мест. При этом треть опрошенных признаёт, что бесплатные и разрозненные сервисы неудобны в использовании и снижают эффективность удалённой работы. Сейчас на рынке представленобольше десятка SaaS CRM-систем. В качестве своего комплексного продукта компания «1С-Битрикс» предлагает систему «Битрикс24».
Общая экономия средств за счёт перевода сотрудников на удалённую работу складывается из следующих ключевых изменений:
- освобождается время, которое офисные сотрудники тратили на дорогу (совокупная экономия – 22 млрд рублей);
- повышается доступность рабочего места (5 млрд рублей);
- дешевле обходится содержание каждого офисного места (38 – 64 млрд рублей);
- возможность нанять специалистов из регионов, которые обходятся дешевле (3 млрд рублей).
В масштабах страны экономический эффект от перевода на дистанционную форму работы по данным исследования составит около 94 млрд рублей в год. Эти астрономические величины кажутся недосягаемыми из-за консервативной политики руководителей и стереотипов мышления самих соискателей.
Долгое время удалённые сотрудники считались второсортными кадрами, что отражалось на их зарплате. Сейчас в 68% опрошенных компаний размер заработной платы вообще не зависит от того, работает ли сотрудник в офисе или выполняет задания дома. Более того, в 12% компаниях дистанционные работники получают больше приходящих в офис.
Удалённые сотрудники постепенно начинают цениться выше, так как имеют большую мотивацию и не требуют постоянного контроля. Они в курсе лёгкой ротации кадров и относятся к полученной работе в целом более серьёзно, чем ежедневно приходящие в офис и считающие себя неотъемлемой частью компании просто в силу привычки
Дополнительным фактором повышения производительности труда становится лёгкость управления личным временем. Удалёнщики могут организовать рабочий процесс с учётом разницы в часовых поясах, продолжать выполнять задания в поездах или находясь дома по уходу за ребёнком.
Основными сдерживающими факторами роста удалённой занятости (помимо менталитета) остаются плохие жилищные условия у многих ценных специалистов. В среднем на одного человека сейчас приходится около десяти квадратных метров жилья, а значительная часть жилищного фонда относится к аварийному или ветхому.
Также эффективность дистанционного труда напрямую зависит от возможности уединиться в собственном доме. При большом числе совместно проживающих и отсутствии личного пространства невозможно сосредоточиться и оперативно среагировать на рабочие запросы.
По данным агентства McKinsey доля дистанционных работников в США и других развитых странах составляет от четверти до трети. В России их число пока не превышает 1%.
В статье использована инфографика «1С-Битрикс»