Дрон-рейсинг: рождение нового спорта

Хотим мы того или нет, у большинства видов спорта кровавая история: они начинались как искусство лишения себе подобных жизни или, как минимум, способ отъёма того же самого у братьев наших меньших ради набивания живота. Впрочем, иначе оно, наверное, и быть не может: спорт по определению предполагает сопоставление способностей, а где ещё как не на задаче насильственного умерщвления способности проявляются максимально полно?

Так что едва ли стоит сожалеть, что и последний — и самый, пожалуй, технически сложный — спорт, оформившийся буквально в последние года два, уходит корнями туда же. Я говорю о состязаниях радиоуправляемых летательных аппаратов, которым, вместо нанесения бомбовых ударов по технике и людям, полагается пройти на скорость сложную трёхмерную трассу. Это дрон-рейсинг (ДР).

Drone-racing-3

Сильно упрощая, ДР предполагает гонку мультикоптеров ручного формата. В любом подходящем месте — главным условием безлюдность, по понятной причине избежания травм — лентами или флажками размечается трасса, на старт один за другим или все вместе (зависит от свободного пространства и цели) выставляются дроны, после чего даётся сигнал к началу «заезда». В отличие от классических соревнований радиоуправляемых самолётов, кордовых моделей и прочего подобного, здесь участники контролируют положение своих аппаратов не прямо, а посредством цифровой техники: воспроизводя сигнал с бортовой камеры на компьютере или планшетке, либо электронных очках (пилотаж от первого лица, FPV). Зрителям по возможности выдаются такие же и они переживают все перипетии состязания вместе с гонщиками. Но, конечно, именно гонщикам достаётся львиная доля удовольствия: провести аппарат размером с большую книгу через пространственные виражи на скоростях, порой превышающих полсотни километров в час, требует умения и нервов.

Drone-racing-4

Трассы очень разные. В Штатах популярны большие пустые пространства типа стадионов или лугов, где ничто не мешает гнать на полных скоростях вдоль отмеченной лентой дорожки. В Европе, напротив, предпочитают сложные объёмы, насыщенные всевозможными препятствиями — как на мероприятиях британской FPV League. В обоих случаях, впрочем, мало просто «давить на педаль газа». Необходимо чувствовать размеры и инерцию дрона, чтобы протиснуть его между деревьями или камнями, правильно совершить манёвр по вертикали, вписаться в крутой поворот. Это здорово похоже на компьютерную игру, с той только разницей, что всё происходит на самом деле — и от искусства пилотажа зависит не только, выиграешь ли ты приз, но и сохранность техники — которая, естественно, падает, сталкивается, ломается.

Нам здорово повезло: мы застали новый спорт на самом его рождении. Нет ещё ни единого свода правил (делаются попытки составления таковых: регулируют форму и размер рамы, винтов, тип батареи), ни международных федераций (только-только начинают формироваться региональные сообщества), ни даже статьи в «Википедии» (я сделал заготовку, подключайтесь!). Есть только желание, бьющее через край, да растущие толпы зрителей на импровизированных дрон-дромах.

Как отмечают очевидцы, дрон-рейсинг (по крайней мере пока) — исключительно мужской спорт. Несмотря на то, что женщинам вход никто не запрещал и физических ограничений как будто бы не существует, типичный дронрейсер это представитель сильной половины человечества в возрасте от старшего школьного до средних лет, занятый в сфере, так или иначе связанной с ИТ.
Как отмечают очевидцы, дрон-рейсинг (по крайней мере пока) — исключительно мужской спорт. Несмотря на то, что женщинам вход никто не запрещал и физических ограничений как будто бы не существует, типичный дронрейсер это представитель сильной половины человечества в возрасте от старшего школьного до средних лет, занятый в сфере, так или иначе связанной с ИТ.

Кривая роста запросов для термина «drone racing» за последние пару лет говорит сама за себя — и пусть вас не смущает небольшая пока абсолютная узнаваемость: у ДР есть все шансы войти в список самых популярных видов спорта, потому что есть все необходимые для этого составляющие. Он зрелищен — а это первый и главный плюс в эпоху, когда спорт окончательно утратил утилитарный смысл (никто больше не тренируется стрелять из мелкашки, чтобы потом убивать людей). Он пригоден и для закрытых помещений, и для открытых пространств, не зависит от погоды и даже больше того — чем более погодные условия непредсказуемы, тем интересней. Он демократичен, открыт для каждого — больше, чем многие иные виды спорта: попробовать себя в роли дронрейсера может каждый, специальной подготовки не требуется. В то же время он оставляет многое человеку, в том смысле, что в нём есть куда развиваться, и что важно — задействует неиспользуемые пока навыки пространственной ориентации (не было у нас ничего подобного, авиамоделизм не в счёт). Наконец, что ещё высоко ценится нынче, при желании он может быть технически очень сложным, то есть оставляет столь же многое конструкторам, проектирующим дроны.

Эта последняя особенность уже проявляется. Стандартным мультикоптерам из магазинов дронрейсеры-профессионалы предпочитают самосборные конструкции. Понятно, что запчасти — рама, двигатели, винты, управление — приобретаются, но даже в такой форме это позволяет проявить фантазию и оторваться от соперников. А представьте, сколько ещё можно оптимизировать, создавая гоночный дрон! Система маневрирования, источник энергии, степень автоматизации, особая форма (вероятно, не без привлечения 3D-печати)… Как и с прочими технически сложными видами спорта, в какой-то момент «навороты» для дронов наверняка придётся ограничить. И, вероятно, со временем ДР разделится на категории: с ручным управлением или полуавтоматическим, на электрической тяге или с применением альтернативных топлив, по числу винтов, габаритам, весу и пр.

А ещё это недешёвый спорт. Завсегдатаи шутят, что многие из них «близки к продаже почки».
А ещё это недешёвый спорт. Завсегдатаи шутят, что многие из них «близки к продаже почки».

Пока дрон-рейсинг держится на энтузиазме — и профессионалы на вопрос, сколько стоит такое удовольствие, отшучиваются, что, мол, цен две: официальная для супруги и настоящая. Чтобы составить представление: в среднем комплект оборудования для FPV-гонок стоит под тысячу долларов, хоть и мало кто одним комплектом ограничивается. Не столько даже необходимость иметь запасной аппарат, сколько жажда экспериментаторства толкает рейсеров на расширение личного «дрон-парка».

Важно, что растёт не только число собственно гонщиков, но и зрителей. На мероприятиях уже упоминавшейся FPV League насчитывают по две сотни болельщиков — чему вполне могут позавидовать многие солидные виды спорта с историей, исчисляемой веками. Так что, хоть в большинстве случаев дрон-рейсинг пока опекается учебными заведениями (в том числе в России: в мае, например, прошёл открытый чемпионат Москвы под патронажем МАИ), перспектива очевидна: скоро идею распробуют бизнесмены и тогда в ДР придут большие деньги.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях