Робокары: первая кровь. Кто виноват и что делать?

Сколько сказано, сколько написано о безопасности робокаров! Сколько миллионов километров накручено самоуправляемыми авто по автодромам и настоящим дорогам — когда под присмотром человека, а когда и без! И всё ради чего? Рискну утверждать, вот уже несколько лет работа идёт не над совершенствованием матчасти: задача номер один давно уже — проломить тупое сопротивление обывателя, испытывающего животный ужас от мысли о встрече с самобеглой коляской без человека за рулём.

И вот уже вроде бы переубедили, вроде бы заставили публику поверить в безопасность «умной» четырёхколёсной повозки, даже — в безопасность статистически лучшую, чем способен обеспечить живой водитель. И вдруг — получите! В мае автомобиль Volvo с элементами самоуправления совершает наезд на группу пешеходов.

Минус 12 секунд до инцидента.
Минус 12 секунд до инцидента.

Если вы ещё не видели этого ролика, оторвитесь сейчас, посмотрите. Приличный паркинг (судя по обстановке, дело происходит на крыльце автосалона Volvo: почему эта деталь важна, станет ясно далее), группа людей, наблюдающих за тест-драйвом паркетника XC60, и собственно сам автомобиль с водителем и пассажиром на переднем сиденье — плавно отъезжающий, застывающий на несколько секунд, а потом, резво набирая скорость, сбивающий пару человек словно кегли.

Это не демонстрация, не имитация, всё взаправду: двое участников «эксперимента» в больнице. Но это ерунда по сравнению с миллионами, которые снова утратят веру в безопасный робокар. Вернуть её теперь будет вдесятеро сложней: на каждое новое обещание автопроизводителей публика теперь будет отвечать вот этим самым роликом. Однако и утеря доверия к автоавтоматике ещё не самое плохое. Самое-самое кроется в официальном разъяснении, которое Volvo Cars, кажется, устала давать взбудораженным журналистам.

Чтобы разобраться в случившемся — а в этом инциденте при ближайшем рассмотрении многое оказывается не таким, каким кажется на первый взгляд — стоит остановиться на каждом моменте отдельно. Во-первых, и это несомненно, поводом к происшествию было желание продемонстрировать возможности автомобиля. Однако то обстоятельство, что действие происходит под крышей, сбивает с толку: многие зрители в YouTube сочли поначалу, что наблюдают за демонстрацией функции автоматической парковки. На самом деле, как предположили в Volvo Cars в ответ на запросы журналистов, герои ролика скорее всего намеревались показать автоматическое обнаружение пешеходов — одну из функций набора City Safety, которым Volvo комплектует свои автомобили последние несколько лет.

Минус секунда.
Минус секунда.

Что такое City Safety? Это технология автоматического торможения, предназначенная для городских условий (читайте: для небольших скоростей, до 50 км/ч). Автомобиль сканирует лидаром пространство на шесть метров впереди и, обнаружив препятствие (в первую очередь другой автомобиль, но распознаются также пешеходы и даже велосипедисты), активирует тормоз и убирает газ. Это надёжная и полезная штука: поскольку используется лазер, время суток на результат не влияет, а математика показывает, что таким образом возможно избежать столкновений или значительно уменьшить тяжесть последствий.

Так почему же не сработало обнаружение пешеходов в ролике? Предложено два равновероятных объяснения. Первое: возможно, данная функция попросту не была установлена в данном экземпляре авто. Volvo пояснила, что «базовая комплектация» City Safety в XC60 не включает обнаружение пешеходов, его необходимо докупать. Другое: функция распознавания «двуногого препятствия» на автомобиле была, но агрессивный набор скорости, выполненный водителем, отключил её. Да, в автомобилях Volvo действует тот же порочный принцип контроля за автоматикой, который преследует сейчас все транспортные средства, вплоть до воздушных судов: последнее слово всегда оставляют за человеком, человек всегда может автоматику отключить.

Контакт! Обратите внимание на бейджик у пострадавшего: очевидно, это сотрудник автосалона. Удивительно, правда, что именно он до последнего момента проявлял наибольшую уверенность в благополучном исходе?
Контакт! Обратите внимание на бейджик у пострадавшего: очевидно, это сотрудник автосалона. Удивительно, правда, что именно он до последнего момента проявлял наибольшую уверенность в благополучном исходе?

Таким образом автомобиль не виноват, программное обеспечение не виновато, производитель не виноват. Виноваты владельцы автомобиля, пытавшиеся заставить машину делать то, чего она не умеет, и даже не попытавшиеся её проконтролировать, хотя Volvo настаивает, что водитель никогда не должен доверяться автоматике стопроцентно. И такой вердикт, конечно, выгоден Volvo, и не случайно она склоняет к нему журналистов, обратившихся за разъяснениями. Однако есть в этой истории кое-что, не укладывающееся в эту красивую картинку. Я говорю об уверенности в надёжности техники, демонстрируемой участниками ролика.

Прокрутите его ещё раз, но сосредоточьтесь не на автомобиле, а на людях. Поразительно, насколько они уверены в непогрешимости автоматики! Даже когда машина уже мчится них, не все подаются в сторону. А водитель бьёт по тормозу только когда бампер тыкается в мясо. И ведь на экране — специалисты из автосалона, продающие автомобиль! Что говорить о рядовых автолюбителях?

Так это должно работать на самом деле. Кадр из рекламного ролика Volvo.
Так это должно работать на самом деле. Кадр из рекламного ролика Volvo.

Но откуда эта абсолютная уверенность? О, всё очень просто. На этот вопрос, правда, вам не ответит пресс-секретарь Volvo. Но вы и сами легко найдёте ответ, если поднимете рекламные материалы компании. Дело в том, что Volvo давно уже создаёт образ совершенно надёжной автоматики, не утруждаясь уточнениями.

Загляните в спецификации, например, XC90 (самая дорогая модель ряда XC). City Safety работает «… при скоростях от 4 км/ч … распознаёт пешеходов и велосипедистов … подаёт водителю сигнал и включает полное торможение самостоятельно, либо помогает тормозить, если столкновение неизбежно, а водитель не реагирует». Да, в более дешёвом XC60 набор функций с тем же названием работает несколько иначе (в частности, не включает в себя обнаружение пешеходов и велосипедистов), но это покупателю ещё предстоит выяснить. К тому же со стороны покупателя разумно предположить, что раз уж автомобиль определяет наличие препятствия, он сочтёт столпившихся перед ним людей препятствием достаточным, чтобы среагировать.

Наконец, верхнее ограничение скорости для City Safety выглядит в рекламном проспекте больше ограничением по эффективности, нежели по функциональности: совсем не очевидно, что после 50 км/ч (и это, кстати, не абсолютная скорость, а относительная: разница между препятствием и автомобилем) она отключается, предоставляя всю полноту управления человеку.

020615-5

Все эти тонкости, о которых производитель умалчивает или упоминает иносказательно, есть готовый рецепт трагедии — и мрачная проекция для ближайшего будущего. Результат вы видели и пока, к счастью, обошлось без смертей, но представьте, чем обернётся подобное поведение автопроизводителей, когда элементы самоуправления будут стоять в каждом бюджетном авто, а робокары пойдут в серию! Очевидно, что производители продолжат разбивать функциональность «умных» автомобилей на платные доли. Очевидно, что публика будет в них путаться. Очевидно, что в результате станут гибнуть люди. Но что этому противопоставить?

«Лекарство» простое, но радикальное, а потому едва ли вендоры согласятся на него без боя. Прежде всего необходимо законодательно обязать автопроизводителей поставлять опции слежения за дорогой всегда в полном объёме (применительно к Volvo это означает, что City Safety в любой модели авто должен уметь распознавать пешеходов) и дополнять рекламные материалы, иллюстрирующие работу «умных» функций, ясным предупреждением об имеющихся ограничениях. Игры с платными добавками хороши на персоналках и бортовых компьютерах развлекательного свойства, но контроль за дорогой — не игра: водитель тут рискует только кошельком, зато пешеход — жизнью.

Ну, а следующим шагом станет удаление фундаментальных элементов управления автомобилем: руля, педали газа. Так, как это уже сделала Google (см. «Без руля и педалей»). Только отстранив человека от управления транспортным средством, можно будет в полной мере реализовать потенциал автоматики по обеспечению безопасности.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях