Минул год со дня исчезновения авиарейса MH370. Исчезновения загадочного: самолёт так и не найден, а немногочисленные улики больше ставят вопросов, нежели дают ответов. СМИ устали от начавших казаться бесконечными поисков, но поиски, конечно, не прекращены. Были и интересные находки, так что сегодня грех не вернуться к прошлогоднему разговору.
Если коротко, предыстория такова. 8 марта 2014 года Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines с 239 человек на борту (включая экипаж) вылетел из столицы Малайзии в столицу Китая. Менее чем через час полёта кто-то из пилотов в последний раз связался с «землёй», вскоре после чего лайнер пропал с экранов гражданских радаров, а от людей на нём никто не слышал более ни слова. Организованная по курсу полёта поисково-спасательная операция ничего не дала (см. «Рейс MH370 и технологии вчерашнего дня»), а неделей позже анализ данных со спутника связи сети Inmarsat заставил перенести поиск на тысячи километров в сторону («Рейс MH370: поиски продолжаются»).
Спутник, обслуживающий цифровую связь на авиалайнерах Malaysia Airlines, показал, что автоматические «пинги» к бортовому оборудованию и два телефонных звонка (оставшихся без ответа) направлялись в район земного шара южнее и западней австралийского континента. Иначе говоря, MH370 оставался в воздухе ещё минимум семь часов после исчезновения с радаров и направлялся чуть ли не к южному полюсу Земли. Туда и перенесли поиск уже с середины марта: Индийский океан утюжила флотилия из подводных, надводных и воздушных судов почти трёх десятков стран. Увы, несмотря на обнадёживающие первые результаты — несколько раз корабли, якобы, обнаруживали аудиосигнал маяка на «чёрном ящике» — ни бортовых самописцев, ни обломков, ни тел, ни масляных полос на поверхности воды, вообще никаких материальных следов найдено не было («Рейс MH370: эпизод третий, подводный»).
По прошествии года, как того требуют международные правила, участники поисков опубликовали предварительный отчёт о расследовании почти на шести сотнях страниц. Если вы голодны до деталей, это документ для вас: в нём масса подробностей о рейсе MH370, от погодных карт и содержимого багажного отсека (где, кстати, везли несколько коробок с литий-ионными аккумуляторами: в Малайзии, в отличие, например, от США, такой груз не считается пожароопасным) до спутниковых логов и поведенческого анализа действий капитана корабля в предстоящие роковому вылету дни. Аномалий в настроении пилотов выявлено не было, зато вскрылось некорректное поведение авиадиспетчеров, отвечавших за участок неба, в котором находился самолёт в момент исчезновения: сперва вьетнамский диспетчер проспал само событие, потом малайзийцы по непонятным причинам медлили с началом поисков.
Но, пожалуй, самая важная новость в отчёте касается маяка на основном «чёрном ящике». Установлено, что его батарея исчерпала свой гарантийный ресурс более чем годом ранее, так что скорее всего не могла обеспечить номинальный период работы маяка (который должно быть слышно один месяц). И сейчас это, как ни странно, хорошая новость, поскольку обещает изменить в большую сторону денежную компенсацию родственникам находившихся на борту.
О расходах в этой истории лучше вообще не задумываться. Поисковая операция, организованная после исчезновения MH370, стала самой масштабной и дорогой в истории гражданской авиации. Стоимость её оценивается кем в десятках, а кем уже и в сотнях миллионов долларов США. Наиболее вероятным районом падения самолёта до сих пор считается обширная зона, протянувшаяся дугой примерно в двух тысячах километров к западу от Австралии.
В настоящее время изучение приоритетного района подходит к концу (привлекали и энтузиастов, которые потратили на просмотр спутниковых снимков миллионы человеко-часов — безрезультатно) и если ничего так и не будет найдено, три государства, ведущие поиски активней всего — Малайзия, Австралия и Китай — планируют переключиться на альтернативные территории, прилегающие к актуальной зоне. Запасной район по крайней мере так же велик, но с учётом того, что интенсивность поисковой операции будет снижена (очень уж дорого обходится «проживание» в этих диких местах), можно ждать ещё минимум двух лет работы.
Вместе с тем утверждать, что поиски MH370 не дали совсем ничего, тоже нельзя. Научная пресса довольна: пусть обломки не найдены, зато есть масса побочных положительных эффектов. Начать с того, что именно MH370 поставил ребром вопрос о более тщательном слежении за воздушными судами — и очень вероятно, что как минимум одно предложение будет прописано в международных правилах: электронике авиалайнеров предпишут отчитываться о положении и состоянии не раз в полчаса, как сейчас, а вдвое чаще в нормальных условиях и каждую минуту в случае аварийной ситуации на борту. Не все эксперты согласны, что существующая авиационная техника справится с возросшей информационной нагрузкой, но вступление в силу нового правила в любом случае ожидается не ранее 2020 года.
Другой большой бонус заключается в изучении огромных площадей на дне Индийского океана. В этих диких местах, куда не заходят торговые суда, где нет ни клочка суши, человек знает о морском дне меньше, чем о поверхности иных небесных тел. Поиск авиалайнера заставил топографировать 60 тысяч квадратных километров местного подводного царства чуть ли не с сантиметровой точностью. Увы, условия там так же неприветливы, как и над волнами: дно чрезвычайно неровное, изрезано каньонами с глубинами до 6 километров, горами, древними вулканами — и всё это, конечно, осложнило поиски. Накопленные данные будут обнародованы в ближайшие месяцы, так что воспользоваться ими смогут все желающие. Обыватель, вероятно, получит к ним доступ к сервисах а-ля Google Earth, учёные же надеются с их помощью сильно продвинуться в предсказании цунами, океанических течений, погоды.
Общественность, впрочем, ждёт прежде всего ответа на вопрос, что случилось на борту. Увы, убедительной версии произошедшего так до сих пор и не сформулировано. И параллельно с банальными теориями (номер один: пожар, задымление, потеря сознания экипажем и пассажирами, полёт до исчерпания топлива) цветут теории заговора.
Дело в том, что вся версия, будто бы «Боинг» находился в воздухе ещё семь часов после исчезновения с гражданских радаров, основана на радиообмене бортовой аппаратуры со спутником Inmarsat: сам сигнал и тонкое смещение частоты позволяют предположить, что самолёт двигался, двигался быстро и находился при этом в некотором конкретном районе Земли. Но насколько трудно имитировать работу радиопередатчиков пассажирского авиалайнера? Что если «Боинг» похитили или случайно сбили, а потом решили замести следы, например, отправив в Индийский океан военный самолёт или дрон, который и выдавал себя за авиалайнер, общаясь со спутником?
Надежда умирает последней и о том, что в родственниках пропавших людей она ещё теплится, свидетельствует такой инцидент. Нынче зимой правительство Малайзии попыталось было поставить логическую точку в расследовании, объявив случившееся несчастным случаем, признав пропавших погибшими, и перейдя таким образом к следующему этапу (выплата компенсаций и пр.). Родственники встретили это предложение озлобленно: им нужны любые вещественные доказательства, любая мелочь, чтобы они могли решить для себя участь пропавших людей и попрощаться с ними.
Никто, впрочем, и правда не знает, как действовать дальше. Никогда ранее авиакомпании не оказывались в такой ситуации. Да, самолёты пропадали и с середины прошлого века их кануло в неизвестность около полусотни, но аналогичного по численности потенциальных жертв инцидента история авиации не знает.
И вот, словно в ответ на мольбы — находка! Ещё в июле прошлого года, гуляя по пляжу на юго-западной оконечности Австралии, некая пара нашла упакованную влажную салфетку с логотипом Malaysia Airlines. Улику передали в полицию и известно о ней стало только сейчас. Не факт, что салфетка — с того самого самолёта (доказать это, насколько я понимаю, не удалось). Но принимая во внимание удалённость этих мест от цивилизации и воздушных трасс, улика, к сожалению, выглядит убедительно. Пора ставить точку. Похоже, рейс MH370 действительно нашёл последнее пристанище на дне Индийского океана.