Говорят, в цивилизованном обществе благотворительность — обязательный атрибут образа успешного человека. Но даже принимая это как факт, страсть с которой американские интернет-гиганты строят планы осетенения третьего мира, выглядит подозрительной. Посмотрите на Facebook и Google: они буквально лезут из кожи вон, намереваясь подключить к интернету миллиарды человек в регионах, куда и простая мобильная связь-то ещё не добралась.
У Цукерберга есть Internet.org (партнёрство с крупнейшими производителями мобильных устройств и приложений), есть Facebook Zero (бесплатный ограниченный доступ к соцсети с простых мобильников), двадцать с лишком миллиардов долларов он отдал за WhatsApp (фактически оплатив доступ в развивающиеся страны, где этот мессенджер особенно популярен). Тем временем Google строит сверхвысотные дроны и стратостаты (Project Loon, беспроводный интернет из стратосферы; нынче летом прошли первые масштабные испытания в Южной Америке), а на днях вложила миллиард в совместный со SpaceX проект запуска аж пяти тысяч микроспутников, которые обеспечат скоростной интернет-доступ любой точке планеты.
Лёгкость, с которой улетают десятизначные суммы, впечатляет, но объясняют щедрость просто: примите во внимание, что к Сети будут подключены ещё как минимум четыре миллиарда человек — и расходы перестанут казаться чрезмерными (а уж тем паче — филантропическими). Так что скептики до поры до времени молчали. Однако в последние месяцы идею тотального осетенения человечества начали рассматривать под новым углом. Дело в том, что сам опыт работы вышеназванных компаний в странах т.н. третьего мира показал, что вожделенные миллиарды не охваченных Сетью землян отличаются от нас («золотого миллиарда»!) сильней, нежели просто отсутствием современной электроники и доступа к цифровым коммуникациям. Это люди со своими запросами, привычками, возможностями — и совсем не факт, что в обозримом будущем на них можно будет заработать какие-нибудь деньги, тем более методами, отшлифованными в благополучных районах Земли.
Взгляните на Facebook! Компания огромна и продолжает расти. Её активная аудитория близка к полутора миллиардам голов, а годовая выручка перевалила за $8 миллиардов — сделанных преимущественно рекламой. Казавшаяся неразрешимой задача мобильного адвертайзинга давно решена: три четверти денежного дождя льются на Цукерберга теперь с мобильных устройств, а доля пользователей, работающих с мобильным приложением, ещё больше.
Однако, особенно ярко в прошлом году, обозначился странный разрыв между тем, где компания зарабатывает деньги и где она «зарабатывает» новых пользователей. Аналитики шутят теперь, что «Фейсбук» — не один, а два бизнеса, преследующих каждый свою цель, действующих в разных регионах радикально различными методами.
Деньги она делает большей частью в благополучных регионах планеты — Северной Америке и Европе. Подсчитано, что каждый клик по её рекламным объявлениям в Норвегии, например, приносит Facebook почти полтора доллара. При этом компания даже ведёт хитрую игру, искусственно сокращая количество рекламных площадок, что (по крайней мере сейчас) непропорционально сильно толкает цены вверх и благоприятно сказывается на пользователях (которые видят меньше рекламного мусора). Доход с пользователя растёт здесь (грубо) на десятки процентов в год. Зато рост социальный прекратился, а местами обернулся спадом: в Соединённых Штатах, например, отмечен резкий спад интереса к крупнейшей соцсети со стороны подростков (13-17 лет). В лучшем случае она может похвастаться здесь однопроцентным ростом аудитории.
Обратная картина в странах третьего мира. Денег там очевидно меньше, так что в бюджете Facebook страны вроде Венесуэлы (5 центов на клик: сравните с Европой!) составляют лишь одну четверть. Зато пользовательская масса здесь растёт пятикратно быстрее развитых стран. И этим, конечно, грех не воспользоваться, что компания и делает: помните, как, купив WhatsApp, Цукерберг поставил новым коллегам задачу на годы вперёд расти без оглядки на прибыль?
Формально, проблема не столько в бедности развивающихся стран, сколько в технической отсталости. Спрос на рекламу есть везде, но интернет-каналы узки, видеообъявление через них не протащишь, да даже и текстовое объявление на простом мобильнике (не смартфоне) втиснуть в поток новостей нелегко. Следовательно, стоит попробовать подтолкнуть технический прогресс в этих регионах — чем, собственно, Цукерберг, Пейдж, Маск сейчас и занимаются. И дело это, естественно, не быстрое, Марк отводит на него от пяти до десяти лет. Но — возвращаясь к тому, с чего мы начали — в последнее время всё чаще звучит мнение, что неспособность интернет-гигантов заработать деньги на третьем мире обусловлена не только слабой технической базой, но и кое-чем похуже, а именно принципиально иным характером использования цифровой техники.
Сильно упрощая можно сказать, что сам по себе доступ к сложной электронике и современным коммуникациям ещё не гарантирует, что человек, живущий на один американский доллар в день, станет использовать планшетку или смартфон так же, как это делает его ровесник, принадлежащий к золотому миллиарду землян. Для большинства из нас мобильная электроника — своего рода премиальный продукт: вам будет скучно и неудобно без смартфона, но вы без него не погибнете. Третий мир беспокоят иные проблемы — и электронику там используют соответственно.
Мегабитный интернет не добавит крестьянину из Индии или Кении котлет в холодильнике, да и холодильника у него скорее всего тоже нет. Электричество, пресная вода, борьба за урожай, медицина и прочие «банальности» не требуют вычислительной техники и быстрого интернет-доступа, способны без них обойтись. Если же мобильник у человека всё-таки появляется, его и используют для решения всё тех же сугубо практических задач: связь, платежи, информация о ценах.
Пару лет назад исследователи, оценив результаты знаменитой программы One Laptop Per Child в Перу, показали, что, радикально улучшив доступность вычислительной техники, программа никак не отразилась на способностях детворы в математике и языках. Иначе говоря, это лишнее подтверждение, что само по себе впрыскивание высоких технологий не приводит к фундаментальным изменениям в обществе. Общество должно «дозреть» до смартфонов, планшеток, ноутбуков, мегабитных каналов само, своим ходом.
Те же индийцы или африканцы не откажутся от дешёвых мобильников и быстрого интернета: вау-фактор работает там так же замечательно, как и в Северной Америке, и в Европе. Но удастся ли благодетелям возместить расходы? Идея тотального осетенения обретает ощутимый утопический привкус…
P.S. В статье использованы иллюстрации Brett Jordan, Geraint Rowland, Zoriah, Qz.com.