Любовь, как известно, зла, но эта пословица обретает второй смысл в контексте отношений больших компаний и потребителя. Суть в том, что быть слишком крупным, слишком любимым публикой, опасно: в какой-то момент в мозгу покупателя щёлкает и любимый бренд превращается для него в символ Зла. Популярности он от этого не теряет, но вести дела приходится уже по-новому. Об этом странном капризе масс могли бы многое рассказать первые лица Microsoft, Google, Yahoo!, но больше всех без сомнения поведали бы люди из Apple. Ну нельзя, нельзя стать самой дорогой компанией на планете и не превратиться в глазах общественности в исчадие ада!
Слабое место Apple, куда чаще всего целят критики, кроется в использовании рабского труда. Кавычек здесь не нужно, поскольку с точки зрения современного цивилизованного гражданина это не преувеличение и не фигуральность: полагаясь, как и любой другой хайтек-гигант, на множество подрядчиков, которые делают всю грязную работу, начиная от добычи металлов и заканчивая плавкой стекла, Apple уличена в том числе в работе с компаниями, не удовлетворяющим принятым на Западе трудовым нормам.
В обиходе их называют потогонками (англ. sweatshop) — словечком, появившимся полтора столетия назад, вернувшимся во второй половине века XX (вспомните вьетнамские потогонки Nike) и заигравшего свежими красками с наступлением третьего — цифрового! — тысячелетия. До последнего времени «образцовым» предприятием такого рода считалась китайская контора Hon Hai Precision Industry (она же Foxconn) — монстр микроэлектроники, прогремевший на весь мир четыре года назад, когда среди его сотрудников без видимой причины (а как иначе, ведь посторонних в цеха не пускают!) прокатилась волна самоубийств.
Каким боком здесь Apple? О, логическая цепочка проста. Для такой прогрессивной и успешной компании пользоваться плодами труда людей, работающих без выходных, дольше положенного, зачастую не достигших совершеннолетия, понятия не имеющих о своих правах или охране труда, вынужденных ютиться в перенаселённой общежитской конуре, безнравственно, если не преступно! Apple могла бы по крайней мере поменять своих партнёров, ведь при её-то размерах к ней буквально стоит очередь из желающих стать поставщиком. И надо отдать ей должное, она проблему без внимания не оставила (см. «О рабах Apple и искусстве поддержания образа»): начала лично инспектировать партнёров и настаивать на исправлении нарушений, регулярно отчитываться о результатах (почти десять лет издаётся ежегодный «Отчёт об ответственности поставщиков»). И тем не менее на днях разразился новый скандал.
На сей раз в роли обвинителя выступили журналисты BBC. Они тайно устроились на работу, в частности, на сборочный конвейер одного из крупнейших китайских поставщиков Apple, а также побывали в местах, где компания закупает сырьё. Факты и кадры (сделанные в том числе скрытой камерой) получились и в самом деле потрясающими (вот передача полностью, один час времени на английском языке), но если коротко, всё сводится к двум пунктам.
Во-первых, в цехах компании Pegatron Corp. — квартирующего неподалёку от Шанхая подрядчика, которому Apple в последние годы отдаёт всё больше заказов, в ущерб Foxconn (дешевле!) — царят действительно нечеловеческие условия. 12-часовые смены при отсутствующих выходных, отсутствие нормального быта, юридические кандалы (администрация отбирает у рабочих документы, так что они не могут даже уволиться).
Во-вторых, часть олова для своего производства Apple закупает у Индонезии которая добывает его главным образом на острове Банка — и добыча идёт прямо-таки первобытным способом: в открытых карьерах, чуть ли не голыми руками (в том числе детей), по пояс в грязи, без одежды или спецоборудования, при постоянной угрозе обвалов, которые приводят к тяжёлым травмам и гибели людей.
Apple на обвинения в использовании рабского труда уже отреагировала, но не так, как того ожидали критики. Тим Кук собственной персоной заявил: «Deeply offended» — «Глубоко оскорблены»! И в кои-то веки это не кажется лицемерием.
За последние четыре года Apple действительно сделала больше многих для улучшения условий труда на предприятиях партнёров-поставщиков. Сотни инспекций, гарантия рабочей недели не длиннее 60 часов для миллиона человек, образовательные курсы для рабочих, отказ от закупки сырья в случаях, когда вырученные деньги могут пойти на вооружение, и т.д. и т.п. Больше того, Apple в курсе проблем Pegatron (на которую имеют зуб и государственные надзорные органы) и в курсе проблем Индонезии (где процесс добычи олова контролируется криминальными структурами, а процесс продажи монополизирован государством и коррумпирован), и обо всём она заранее ставила в известность BBC — но тележурналисты предпочли об этом промолчать. Понятно почему: иначе не получилось бы сенсации.
Так что по крайней мере не стоит бездумно присоединяться к хору обвиняющих Apple в преступлениях против человечности: похоже, что «сенсационное расследование» BBC было лишь попыткой заработать дешёвую популярность. А вот что действительно стоит сделать, так это задаться вопросом, почему в СМИ нет ни единого упоминания о других заказчиках провинившихся компаний. Ведь Pegatron (конкурент номер один для Foxconn) производит электронику не только для Apple, но и для Microsoft, Google, HP, Asus, вероятно и многих других крупных брендов. Кто из них поинтересовался происходящим на конвейере, кто рискнул обнародовать эту информацию?
Та же ситуация с оловом. Банка — один из мировых центров добычи этого металла: так уж получилось, что добывать его здесь легче и дешевле, чем в других местах — и этим пользуются десятки тысяч местных жителей, извлекающих руду кустарными методами и перепродающих её скупщикам, от которых впоследствии она попадает в руки государственного монополиста-экспортёра. Проконтролировать эти бесчисленные ручейки, конечно, ни одной иностранной компании не под силу — так что индонезийское олово почти наверняка имеется в большинстве цифровых устройств, производимых в Азии. Справедливо ли возлагать всю вину только на Apple? Кстати, эксперты считают, что людям, разрабатывающим рудники на Банке, придётся умереть с голоду, если их этого источника дохода лишат. В таком свете решение Apple не отказываться от индонезийского олова, а постараться исправить ситуацию к лучшему, вызывает только уважение.
Но, положим, вас это не убедило и вы по-прежнему желаете выразить протест. В таком случае, чтобы уж быть до конца честным, предлагаю вам отказаться не только от «Макбуков», iPhone и iPad. От Surface, любых «андроидов» и ноутбуков, производимых, в частности, в Китае, очевидно необходимо отказаться тоже!
Apple же должна не стыдиться, а гордиться отчётом BBC: команда Тима Кука по крайней мере не замалчивает проблему! Стыдиться нужно тем из западных «эксплуататоров», кого BBC «забыла» упомянуть и кто молча пользуется дешёвой рабсилой, надеясь, что это останется незамеченным.
P.S. В статье использованы иллюстрации BBC, Janitors.